Важнее некуда
Хотя Владимир Путин и поддержал проект «Один пояс — один путь» на форуме по международному сотрудничеству в Пекине, российский президент отметил, что задачи, сформулированные китайским лидером Си Цзиньпином, являются масштабными и непростыми в реализации. «Все, что предлагается, находится в тренде современного развития, чрезвычайно необходимо и в высшей степени востребовано. Именно поэтому Россия не только поддерживает проект "Один пояс — один путь", но и будет активно участвовать в его реализации совместно с китайскими партнерами и, конечно, со всеми другими заинтересованными странами», — сказал во время обсуждения проекта российский президент.
Путин подчеркнул, что считает идею создания пояса экономического развития торговли между Азией и Европой очень важной инициативой, которая не только учитывает современные тенденции в мировой экономике, но и отражает общую потребность координации интеграционных процессов как на Евразийском континенте, так и по всему миру.
Вперые о планах по реализации новой стратегии экономического развития, которая продвигается уже четыре года, в КНР заговорили в 2013 году. Проект подразумевает два ключевых направления — экономический пояс Шелкового пути и Морской шелковый путь в качестве торговых маршрутов, соединяющих Азиатско-тихоокеанский регион на Дальнем Востоке с Европой для осуществления прямых поставок товаров. Для этого Китай и остальные страны будут работать над созданием шести экономических коридоров: Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма, Китай — Монголия — Россия, Китай — Центральная Азия — Западная Азия, Китай — полуостров Индокитай, Китайско-пакистанский экономический коридор и Евразийский сухопутный мост.
Несмотря на то, что участие в проекте принимают 68 стран, на форум прибыли лидеры только 29 государств. Чиновники из США на встречу не приехали, хотя и направили в Пекин специального помощника президента Трампа. Зато небольшая делегация из Северной Кореи, несмотря на напряженность в отношениях между Пекином и Пхеньяном, все же удостоила встречу визитом.
Мнения разделились
Хотя Китай и уверяет страны-участницы в том, что реализация проекта способна помочь всему миру, лидеры многих государств относятся к инициативе Пекина скептически.
Уходящий в отставку председатель Торговой палаты Евросоюза по Китаю Йорг Вутке заявил, что инициатива используется китайскими компаниями, которые пытаются с помощью нее вывести капитал за пределы страны, прикрываясь партнерством и международными инвестициями. Вутке обвинил Пекин в лицемерии, заявив, что в отношении иностранных компаний, которые начинают работать в стране, Китай намеренно выстраивает ряд ограничений и препятствий.
В мае, еще до начала форума, министр финансов и обороны Индии Арун Джетли также неодобрительно высказывался по поводу проекта, заявив, что правительство его страны питает «серьезные сомнения» относительного проекта в целом и финансируемого Китаем строительства в пакистанском Кашмире в частности.
«Конечно, с точки зрения геополитики для Китая этот проект важный, но экономической конкретики пока нет. Между участниками обнаружились противоречия. Во-первых, из 68 стран, вовлеченных в инициативу "Один пояс — один путь", на форум приехали лидеры только 29 стран, что уже вызывает вопросы. Помимо всего прочего, индийское правительство заявило о том, что экономический коридор в Пакистане является нарушением ее суверинитета в Кашмире, что послужило причиной отказа страны участвовать в форуме, а это существенный удар по китайским замыслам» — прокомментировал ситуацию директор Центра азиатской стратегии России Института экономики РАН Георгий Толорая.
На чьей стороне Россия
Несмотря на то, что китайская газета China Daily опубликовала аналитический материал, в котором поставила Россию на первое место в списке самых дружественных по отношению к китайской инициативе стран, эксперты отмечают, что представления о сотрудничестве двух государств в рамках этого проекта серьезно расходятся, что впоследствии может привести к серьезным разочарованиям.
«Есть определенные разногласия между РФ и КНР. Россия, хотя и поддержала инициативу Китая, но, в свою очередь, предложила собственную версию всеобъемлющего евразийского партнерства. Предложение РФ включает в себя параллельное сотрудничество с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и с Евразийским экономическим союзом. Эта инициатива как бы включает в себя и экономический пояс Шелкового пути, но как это будет осуществляться на пратике, пока понятно не совсем», — рассказал Толорая.
По словам эксперта, разочарование России и остальных стран-участников проекта вызвано позицией Пекина, где ясно дали понять, что намерены тратить деньги, исключительно отталкиваясь от собственнных коммерческих инетресов. «Надежды РФ получить от проекта дешевые китайские деньги полностью развеялись. Для того чтобы этот проект принес пользу, РФ нужно много работать с китайскими партнерами и бизнесменами от госорганизаций КНР по конкретным проектам, а не уповать на то, что в страну придут китайские деньги, на которые можно будет осуществлять проекты внутри страны», — отметил он.
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин подчернкул, что пока единственными инвестициями Китая в РФ являются вложения в производство сжиженного газа компаниями «Ямал СПГ» и «Сибур». «Россия и Китай также затеяли совместное строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань, хотя доходность этой магистрали не очевидна, и раздается не мало скептических голосов. Наше правительство даже пообещало, что, если дорога окажется убыточной, то РФ компенсирует убытки своим коллегам из Пекина» — рассказал о китайских инвестициях в РФ Ларин.
В надежде на светлое будущее
Заместитель главы государственного комитета по реформам и развитию КНР Нин Цзичжэ в преддверии форума заявил, что общий объем зарубежных инвестиций Китая в следующие пять лет составит около 600-800 миллиардов долларов, при этом основная часть инвестиций достанется странам, которые расположены вдоль «пояса и пути».
Опрошенные «Профилем» эксперты сошлись во мнении, что вложенные средства вряд ли пропадут и, скорее всего, окупятся. «Не думаю, что финансирование провалится. Экономический пояс Шелкового пути состоит из отдельных проектов, и по отдельности они бдут осуществляться, но вопрос заключается в том, удастся ли в конечном итоге соединить их во что-то единое», — считает Толорая.
По мнению Ларина, китайские инвестиции помогут странам Центральной Азии поднять свою экономику и выйти на международный рынок. «Эти страны с большим одобрением относятся к китайским проектам. Пекин, конечно, думает только о своей выгоде, но на данном этапе интересы Китая и других стран во многом совпадают», — отметил он.