29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Дом в «коробочке»
Экономика

Дом в «коробочке»

Почему на фоне стагнации российского страхового рынка растет сектор страхования недвижимости. Как страховые компании стимулируют этот рост. «Профиль» попросил участников рынка сделать прогноз, что ждет этот сектор в будущем году.

Ситуация на рынке

За последний год рынок страхования имущества практически не рос – размер страховых премий отстал даже от показателей инфляции, составив всего 2% (первое полугодие 2016-го к первому полугодию 2015-го). Однако на этом фоне рост страхования недвижимости показал совсем неплохие результаты – 13,1% для юридических и 14,1% для физических лиц.

Состав десятки лидеров по страхованию недвижимости юрлиц практически не изменился: выбыло из топ‑10 ЗАО «СК «Транснефть», присоединившееся к АО «СОГАЗ», а 7‑е место заняло ООО «Крымская первая страховая компания», застраховавшее строительство моста через Керченский пролив. У 8 компаний из топ‑10 страховщиков по данному виду премии выросли, в том числе у 6 темп роста премий оказался выше среднего по сегменту. Количество договоров страхования имущества юридических лиц увеличилось с 218 тыс. до 616,7 тыс., в основном за счет АО «Альфастрахование» (440,6 тыс. договоров в 1-м полугодии 2016 года против 15 тыс. за 6 месяцев 2015 года).

В секторе страхования имущества граждан, как и в прошлом году, наибольшие темпы прироста премий оказались у страховщиков, входящих в одну группу с банками: ООО «СК «ВТБ Страхование» (в 2,3 раза), ООО «СК «Сбербанк Страхование» (с 177,4 млн рублей до 2,5 млрд рублей). Из 2,8 млрд рублей прироста 1,1 млрд рублей пришлось на банковский канал, 481 млн рублей – на агентов физических лиц. Количество договоров страхования выросло на 2,1 млн. ООО «СК «Сбербанк Страхование» заключило на 1,8 млн договоров больше, чем за 6 месяцев прошлого года, ООО «СК «ВТБ Страхование» – на 842 тыс., АО «Альфастрахование» – на 476 тыс. При этом лидер сегмента ПАО «Росгосстрах» заключило на 377 тыс. договоров меньше, ООО «Хоум Кредит страхование» – на 411 тыс., ООО «СК «Кардиф» – на 294 тыс. Средняя ставка комиссионного вознаграждения составила 33,5%.

Положение дел в сфере страхования недвижимости напрямую связано с объемами ипотечного кредитования, считает директор департамента страхования имущества страховой компании «Энергогарант» Марина Шальнева. «Так как в настоящее время кризисные явления в экономике еще сильны, рынок кредитования тоже находится в стагнации, соответственно, и потребность в страховании залоговой недвижимости продолжает падать», – отметила она в разговоре с «Профилем». В то же время, по ее словам, кризис вынуждает страховщиков бороться за «хорошие» сегменты отрасли, к которым традиционно относится страхование недвижимости. «Соответственно, мы видим усиление демпинга, снижение ставок, что ведет к снижению страховых премий», – отмечает Шальнева.

Глава департамента страхования имущества группы «Уралсиб» Мария Барсова напоминает про еще один важнейший фактор, от которого зависят показатели рынка страхования недвижимости, – собственно темпы строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов. «По итогам первого полугодия рынок жилья просел на 8–10% по всей стране, темпы строительства коммерческой недвижимости тоже продолжают падать, а цены на ее аренду если и понижаются, то очень незначительно», – сообщила она «Профилю». Бизнес, по ее словам, в тяжелых экономических условиях предпочитает «затягивать пояса» и сокращать затраты, в том числе и на страхование. «Многие предпочитают отказаться от страховки, не задумываясь о том, что в случае непредвиденных событий размер убытка может довести бизнес до банкротства», – говорит Барсова.

Директор по развитию страхования компании «МАКС» Сергей Печников отмечает, что на объемах страхования недвижимости для граждан позитивно сказалось снижение ключевой ставки. Это повлекло рост выдачи ипотечных кредитов, а вслед за ним – и количества застрахованных. Чего нельзя сказать о рынке юрлиц, где в последнее время наблюдается волатильность. «Последние несколько лет рынок является свидетелем демпинга в этом сегменте. К этому компании подстегивает общая рентабельность сегмента и тот факт, что западные перестраховщики не изменяют в целом свою политику в отношении России, продолжая проявлять интерес», – говорит Печников. Общая рентабельность сегмента и наличие облигаторов, представляющих услуги долгосрочного перестрахования, по его мнению, продолжают стимулировать страховщиков снижать цены.

«Вероятной точкой разворота станет либо череда катастрофических выплат, которая заставит перестраховщиков пересмотреть политику андеррайтинга, либо активность Национальной перестраховочной компании (НПК) в части установления стандартов для этого сегмента», – считает топ-менеджер «МАКС». Начальник управления страхования предприятий строительного комплекса, тяжелой промышленности и розничной торговли компании «Альянс» Константин Липатов тоже полагает, что несколько крупных выплат (например, владельцам торговых центров) «могут принести ощутимые проблемы портфелю демпингующего страховщика, если он не озаботился качественным перестрахованием».

Изображение кликабельно

начальник управления страхования предприятий строительного комплекса, тяжелой промышленности и розничной торговли АО СК «Альянс»«Если говорить о страховании недвижимости и, в частности, о сегменте коммерческой недвижимости, то здесь в первую очередь хочется отметить такой продукт, как страхование от задержки ввода объекта в эксплуатацию при строительстве объектов коммерческой недвижимости.
Так, например, при строительстве крупного торгового центра убытки от задержки ввода объекта в эксплуатацию могут значительно превышать убытки, полученные на этапе строительства.
Но благодаря страховому полису компания может компенсировать все то, что она должна была бы получить от арендаторов в случае своевременного ввода объекта в эксплуатацию на период в среднем до года.
Другим новым продуктом Allianz, интересным для компаний, работающих в сегменте коммерческой недвижимости, является полис страхования киберрисков. Ведь, как мы помним, абсолютно все компании вне зависимости от сферы их деятельности делятся на две категории: те, которые уже подвергались хакерским атакам, и те, которые им подвергнутся в будущем. И в этой связи наш новый продукт можно уверенно назвать актуальным для любых крупных компаний, включая сегмент коммерческой недвижимости, в том числе с точки зрения убытков от перерыва в деятельности.
Также я бы хотел напомнить о страховании ответственности директоров, которая становится все более актуальной в сложной экономической ситуации».

Как сэкономить на страховке?

Экономить стремятся и юрлица, и граждане. Но в большинстве случаев это не означает полного отказа от страхования квартир или загородных домов – чаще люди выбирают более экономные варианты покрытия, и это позволяет им снизить общую стоимость страховки, говорит начальник управления андеррайтинга имущества физических лиц и ипотечного страхования компании «Согласие» Любовь Кононенко.

Чтобы привлечь новых клиентов среди физических лиц, страховые компании вынуждены разрабатывать новые продукты, в основном так называемые «коробочные» – уже готовые полисы с фиксированными условиями и тарифами (их также называют экспресс-страхованием). Их легко продавать через интернет, а оформление обычно не занимает много времени. Кроме того, страховщики постоянно пытаются сузить набор рисков, установить дополнительные лимиты, активно использовать франшизы – в общем, изменить формат страхового покрытия в пользу удешевления страхования. «Есть и другая сторона этой медали – демпинг, который не лучшим образом сказывается на сборах страховщиков», – говорит директор департамента страхования имущественных видов компании «ЭРГО» Марина Суркова.

Франшиза – один из главных инструментов, позволяющих сэкономить на страховке. И один из тех случаев, когда интересы клиента играют на руку и страховщику, поскольку позволяют ему избежать лишних убытков. За последний год они сократились на 16%. Франшизой, особенно в условиях кризиса, пользуются как физические, так и юридические лица. Константин Липатов и вовсе полагает, что страховщики используют возможности франшизы далеко не так эффективно, как могли бы. «Сегодня ситуация на рынке такова, что в погоне за клиентами страховые компании предлагают заниженные тарифы, опираясь на то, что убыточность в страховании недвижимости достаточно низкая. Однако франшизы на нашем рынке необоснованно низки. А ведь путем их увеличения можно достигнуть системного снижения убыточности. Когда мелкие убытки ложатся на плечи страхователя, он гораздо более ответственно подходит к устранению их системных причин на своих объектах», – рассказал он «Профилю».

«Рост рынка страхования недвижимости физических лиц продолжится. Это объясняется, с одной стороны, наличием достаточно большого потенциала у этого сегмента и ряда относительно незанятых ниш. С другой – активно развивается ипотечное кредитование, которое является одним из ключевых факторов роста для этого сегмента», – говорит Олег Меркулов.

Любовь Кононенко из «Согласия» возлагает основные надежды на поправки в закон, которые должны изменить порядок оказания помощи гражданам, чье имущество пострадало от стихийных бедствий. «Если данная система стимулирования граждан к заключению договоров страхования жилья будет утверждена, к 2017 году у страховщиков будет много работы по внедрению этой программы в регионах», – рассказала она в беседе с «Профилем».

В то же время Мария Барсова из «Уралсиба» считает, что успех рынка страхования недвижимости напрямую зависит от строительства крупных объектов. А объем такого строительства, в свою очередь, привязан к курсу доллара. «Если прогноз по падению курса рубля сбудется, возрастет вероятность повышения тарифов для юридических лиц. В то же время страховка для «физиков» не увеличится в цене. Скорее, наоборот, будут набирать обороты партнерские программы, в рамках которых клиентам предлагают недорогие «коробочные» решения», – прогнозирует она.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама