Профиль

Дыра в казне: дефицит бюджетов российских регионов стал рекордным

Пандемия коронавируса и падение цен на нефть ударили по региональным бюджетам. Субъекты федерации закончили 2020 год с рекордным дефицитом. Расходы на здравоохранение выросли более чем на 70%, а объем трансфертов из центра поднялся сразу на 54%. В ближайшие годы российским регионам не останется ничего иного, кроме как наращивать долг, считают эксперты.

©Shutterstock/ Fotodom

Пиво, корона и нефть

Кризисный 2020-й стал рекордным для российских регионов. В прошлом году дефицит консолидированных региональных бюджетов достиг 677 млрд руб. – это максимальное значение за последние 14 лет, следует из материалов ВШЭ. 57 из 85 субъектов Российской Федерации исполнили бюджет с дефицитом. Для сравнения: в 2019 году таких регионов было 35, в 2018-м – 15.

В целом, собственные доходы субъектов в 2020-м подросли на 0,1% и составили 11,13 трлн руб. При этом они сократились у 32 регионов, а у 11 падение превысило 10%. Лидерами по снижению собственных доходов стали прежде всего сырьевые регионы: Тюменская область, ЯНАО, Коми, Татарстан, Башкирия.

«Из-за падения цен на углеводороды эти регионы столкнулись с резким падением поступлений налога на прибыль, что и обусловило падение собственных доходов. Например, в Тюменской области эти поступления сократились на 35%», – объясняет ведущий научный сотрудник «Центра развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.

Кроме того, в 2020-м регионы получили из федерального бюджета трансфертов на 3,8 трлн руб., то есть на 54% больше, чем годом ранее. Доля трансфертов в доходах субъектов РФ возросла с 18,1% до 25,3%.

Также заметно увеличились поступления регионов от НДФЛ (+7,5%) и от акцизов (+5,7%). В первом случае рост доходов связан с бюджетной поддержкой федерального центра и с политикой самих субъектов, нарастивших в том числе расходы на заработную плату. Во втором – с повышением ставки акциза на пиво и доли регионов в поступлении акцизов на горюче-смазочные материалы.

Расходы консолидированных региональных бюджетов в 2020-м выросли на 15%. Траты на здравоохранение увеличились сразу на 71%, на социальную политику (включая медицинское страхование неработающего населения) – на 23%.

По абсолютной величине самый большой дефицит – 136 млрд руб. – сформировался в Москве. Но по соотношению дефицита и собственных доходов столица не входит в число лидеров. Среди них все те же сырьевые регионы: Тюменская область, Республика Коми, ЯНАО, Башкирия плюс Кузбасс, Пермский край и Томская область.

Время для резервов

В 2021-м, пишет Чернявский, на доходы регионов будет влиять сразу несколько факторов. Так, в соответствии с Основными направлениями бюджетной политики и Законом о федеральном бюджете на 2021–2023 годы, трансферы из центра сократятся на 25%.

Как российская экономика будет оправляться от последствий коронакризиса

«Такое сокращение негативно скажется и на поступлениях НДФЛ, которые могут уменьшиться по сравнению с рекордным уровнем 2020 года. Поступления по налогу на прибыль в региональные бюджеты в 2021-м должны увеличиться под влиянием роста экономики и мировых цен на сырье. Можно предположить, что доходы регионов в 2021-м вернутся к уровням 2019 года с поправкой на инфляцию, то есть будут ниже номинальных показателей 2020 года примерно на 2%», – прогнозирует эксперт из ВШЭ.

Что касается расходов, то на них будут оказывать влияние те же факторы, что и в 2020-м: пандемия коронавируса, необходимость поддерживать население и бизнес. «Не следует забывать и о выборах в Государственную думу в этом году», – отмечает Чернявский.

В такой ситуации, продолжает он, федеральному центру целесообразно сохранить поддержку регионов в части бюджетных кредитов в масштабах 2020 года и найти возможность увеличить бюджетные трансферты сверх запланированного уровня. «Учитывая резервы федерального бюджета, помимо ФНБ, дополнительные средства на поддержку регионов в 2021 году могут быть найдены без нарушения его общей конструкции», – считает он.

Все в долг

Ключевая стратегия для регионов на ближайшие годы – наращивать долги (преимущественно в части бюджетных кредитов со стороны центра) и активнее просить безвозмездную помощь от федеральных властей, дополняет аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Все дело в том, что регионы ограничены в маневрах, связанных с сокращением расходов. Самые затратные статьи – социальная политика, здравоохранение, образование, оборона и безопасность – возложены на них федеральным центром, подчеркивает аналитик.

«Региональные бюджеты занимают немногим более трети консолидированного бюджета, являясь частью многоуровневой структуры, где доходы аккумулируются преимущественно в центре, а расходы ложатся на исполнителей на местах. В этом плане рост дефицитов в регионах не является острой проблемой, он лишь показывает, насколько не сбалансированы денежные потоки внутри этой системы, – комментирует Валерий Емельянов. – Cейчас мы наблюдаем типичную просадку вслед за ценами на нефть. Но, как и в прежние годы, за нею последует консолидация, рост профицита и адаптация под новые реалии. И на уровне регионов, и на уровне центра есть понимание, что без финансирования ни один субъект Федерации не оставят. Все они являются бенефициарами одного и того же распределительного котла, который довольно гибок в управлении благодаря наличию валютных резервов и политике плавающего рубля».

Самое читаемое
Exit mobile version