Проект федерального бюджета на будущую трехлетку (2017–2019 годы) был опубликован 12 октября правительством на сайте раскрытия информации для независимой антикоррупционной экспертизы. А 13 октября бюджет был рассмотрен на заседании правительства. Наверняка в него будут внесены отдельные изменения, но принципиально он останется в таком виде, в каком опубликован. Во вторник, 18 октября срок экспертизы истечет и бюджет будет официально внесен в Госдуму для утверждения до 28 октября.
Уже сейчас мы можем посмотреть на него и попробовать понять за красивыми словами реальные намерения правительства.
В будущую трехлетку вырастут расходы бюджета на оборону и пенсии и сократятся на национальную экономику, здравоохранение, культуру, спорт и ЖКХ. Силовые ведомства будут финансироваться за счет сокращения расходов на человеческий капитал.
1. Силовой блок
Было 15,7% Будет 31,8%
Расходы на оборону резко выросли за последние 6 лет. В будущие 3 года они еще подрастут и останутся на очень высоком уровне. 31 декабря 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев утвердил госпрограмму вооружений на 2011–2020 годы (ГПВ-2020). Ее стоимость – более 19 трлн рублей (с учетом закупок силовых структур – до 20,7 трлн). Кроме того, была утверждена ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года» – около 3 трлн рублей. Доля расходов на оборону выросла с 12,3% в 2009 году до 20,4% в 2015-м. В будущей трехлетке они еще вырастут и стабилизируются на уровне 23,4–23,9%. Доля оборонных расходов в бюджете за 10-е годы XXI века вырастет почти вдвое.
Методология: Расходы на нацоборону + нацбезопасность, в % от общих расходов бюджета.
2. Национальная экономика
Было 16,4% Будет 12,2%
Расходы на нацэкономику сократятся. После кризиса 2008–2009 гг. доля этих расходов стала падать. Нынешний кризис приостановил это падение уже в 2015–2016 гг., но с 2017 года расходы упадут и стабилизируются на низком уровне.
Методология: Расходы на нацэкономику, в % от общих расходов бюджета. Сюда входят расходы на строительство и содержание дорог, субсидии и дотации сельскому хозяйству и транспорту (в частности, ж/д), расходы на прикладные научные исследования в области экономики, геологоразведку, космос, взносы в уставные фонды российских предприятий и другие.
3. Социальная политика
Было 31,2% Будет 31,8%
Расходы на соцполитику после резкого провала в 2014–2016 годах вернутся на уровень 2011–2012 годов. Рост доходов россиян с 2013 года и мораторий на пенсионные накопления россиян с 2013 года (с тех пор продлевается ежегодно, в т.ч. и на 2017–2019 гг.) привели к сокращению трансфертов из федерального бюджета в Пенсионный фонд, достигших минимума в 2014 году. Эти расходы заметно вырастут в 2017 году и стабилизируются на уровне 31–32%.
Методология: Расходы на социальную политику и ЖКХ. Главная часть этих расходов – трансферт Пенсионному фонду, сюда также входят выплаты всех видов социальных пособий, в % от общих расходов бюджета.
4. Развитие человеческого капитала
Было 11,4% Будет 6,8%
Эта часть расходов была и останется главным донором оборонной программы. Доля расходов на образование в федеральном бюджете сократилась с 5,1% в 2011-м до 3,5% в 2016-м и останется на этом уровне. Расходы на здравоохранение упали с 4,6% в 2011 году до 2,9% в 2016-м и упадут еще до 2,2–2,4% в будущую трехлетку.
Методология: Расходы на образование + здравоохранение + культуру и кинематографию + физическую культуру и спорт + средства массовой информации, в % от общих расходов бюджета.
5. Прочие расходы
Было 15,6% Будет 17,4%
Стабильный рост тут вызван увеличением затрат на обслуживание госдолга. Из-за высокой ставки ЦБР растут и затраты на обслуживание госдолга (2011 год – 2,4%, 2016-й – 3,3%, 2019-й – 5,3%). Помощь регионам сократилась с 6% в 2011 году до 4,4% в 2016-м. Она еще упадет в будущем году (4,2%), но к 2019-му вырастет до 4,8%. Затраты на экологию стабилизируются на уровне 0,5% расходов бюджета.
Методология: Расходы на межбюджетные трансферты (дотации региональным бюджетам) + обслуживание государственного и муниципального долга + общегосударственные расходы + расходы на охрану окружающей среды, в % от общих расходов бюджета.