Профиль

"Газпром" не подкачает: сможет ли Евросоюз до зимы ликвидировать дефицит газа

Спотовые цены на газ на европейских торговых площадках в конце июня продемонстрировали бурный рост. Они с легкостью преодолели психологический барьер в $400 за 1 тыс. кубометров и устремились дальше –к $500.

Трубы газопровода.

©Shutterstock/ FOTODOM

В среду, 30 июня, голубое топливо на хабе TTF в Нидерландах торговалось в среднем по $465 за 1 тыс. кубометров. И это при том, что летом прошлого года на локальных минимумах цены на газ опускались до $80 за 1 тыс. кубометров. С большой долей вероятности в июле ситуация принципиально не изменится.

Европейцы готовы обвинить в происходящем «Газпром». Основания – российская компания, занимающая треть газового рынка ЕС, третий месяц подряд не бронирует дополнительные транзитные мощности – по 63,7 млн кубометров в сутки – украинской газотранспортной системы (ГТС), чтобы нарастить поставки топлива по этому маршруту.

Между тем известно, что в июле запланированы остановки на ремонт газопроводов «Северный поток-1» и «Ямал–Европа». Ожидается, что профилактика займет 11 и 5 дней соответственно.

Столь нервная реакция трейдеров объясняется тем, что большинство подземных хранилищ газа (ПХГ) в настоящее время в странах Евросоюза полупустые. Закачка топлива в них осуществляется крайне медленно, но не по вине Москвы.

Поставки сжиженного природного газа (СПГ), в том числе и американского, в Европу существенно снизились. Экспортеры весной переориентировались на Азиатско-Тихоокеанский регион, что неудивительно: в Китае, Японии, Тайване, Южной Корее цены на СПГ на 80% выше, чем в ЕС.

Датские грызуны против Baltic Pipe: придется ли полякам покупать газ у России после 2022 года

Еще один фактор, создающий сегодня дополнительное напряжение на газовом рынке ЕС, – увеличение спроса на голубое топливо. С января по май рост составил 17,6%. Это связано с холодной зимой и неожиданными для многих экспертов быстрыми темпами восстановления экономик ведущих европейских стран после кризиса, вызванного пандемией COVID-19.

Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов злого умысла в действиях России в данном случае не усматривает. По его словам, партнеры «Газпрома» в Европе заранее знали о сроках профилактических работ на трубопроводах, идущих в обход Украины. Кроме того, в России в эту зиму был отобран рекордный объем газа из ПХГ. Запасы сейчас интенсивно пополняют, для компании эта приоритетная задача.

«Украинский маршрут для «Газпрома» – самый дорогой, поэтому его используют по остаточному принципу. «Северный поток-2» сможет повысить надежность поставок углеводородного сырья на европейский рынок, сегодня это очевидно всем», – подчеркнул Сергей Правосудов.

Со своей стороны, директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова подтверждает, что выкупать дополнительные мощности украинской ГТС для «Газпрома» пока нет необходимости. Остановки на профилактические ремонты транспортных маршрутов всегда закладываются при планировании объемов прокачки газа в рамках действующих контрактов, напомнила эксперт.

Поэтому компания сможет, нарастив экспорт после возвращения труб к работе, полностью выполнить свои обязательства. В дальнейшем, если цены на газ в Европе продолжат расти или, например, начнется нетто-отбор из хранилищ, может быть использован вариант бронирования прерываемых мощностей украинской ГТС, полагает Мария Белова.

Bloomberg: США и Германия намерены помочь Украине из-за "Северного потока-2"

Действующий транзитный договор с Украиной, предусматривающий постепенное снижение объемов прокачки газа, разумеется, подписывался «Газпромом» с прицелом на «Северный поток-2», отмечает она. Сама по себе текущая острая ситуация на европейском рынке газа завершение реализации проекта едва ли ускорит, но заинтересованность представителей ЕС в начале коммерческих поставок по новому маршруту определенно должна повысить.

«При хорошем стечении обстоятельств к осени «Газпром» сможет начать заполнять европейские ПХГ по этой трубе. И скорее всего, Европейская комиссия, как это было с «Северным потоком-1», что называется, закроет глаза на то, что новый газопровод будет заполняться более чем на 50%», – считает Мария Белова.

При этом существенных рисков, что ЕС попытается найти альтернативу российскому трубопроводному газу, она не видит. Сейчас альтернативы как таковой нет. По словам эксперта, объемы поставок СПГ в Европу снижаются несколько месяцев подряд. В марте импорт составил 9,3 млн тонн, а в мае – всего 7,7 млн тонн. Поставщики отдают предпочтение азиатским рынкам, где цены на СПГ более привлекательны, чем в Европе, пояснила Мария Белова.

Сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич не исключает, что «Газпром» по умолчанию использует ситуацию с ценами на углеводородное сырье, чтобы еще раз показать европейцам экономическую целесообразность новых транзитных путей. Логика – поставки трубопроводного газа, в том числе и сверх долгосрочных контрактов, способны нивелировать риски резкого повышения цен на голубое топливо, считает собеседник «Профиля».

Однако не факт, что это встретит понимание Еврокомиссии. Она может напомнить о существовании украинской ГТС, которую тоже следует заполнять. Причем не только до закрепленных договором 40 млрд кубометров в год, но и выкупать дополнительные мощности, когда в этом возникает необходимость. Правда, такое решение – это все-таки добрая воля «Газпрома», резюмировал Дмитрий Марунич.

Самое читаемое
Exit mobile version