Профиль

Остаться на плаву: поможет ли компенсация от государства малому и среднему бизнесу

Предприятия малого и среднего бизнеса, а также социально ориентированные НКО, которые этим летом были вынуждены приостановить работу из-за коронавирусных ограничений, смогут получить компенсацию от государства. Соответствующие правила грантовой поддержки утвердил премьер-министр Михаил Мишустин.

©Елена Афонина/ ТАСС

За каждые две недели простоя компания сможет получить половину МРОТ на каждого сотрудника. В случае продления ограничений грант может быть увеличен до одного МРОТ. Ранее правительство выделило на эти цели восемь миллиардов рублей.

Мера поддержки будет действовать в городах, где из-за распространения COVID-19 начиная с 1 августа 2021 года вводились ограничения на работу МСП. На компенсацию смогут претендовать компании, зарегистрированные в соответствующих реестрах субъектов МСП и НКО. Им нужно подать заявление через личный кабинет налогоплательщика.

«Профиль» расспросил предпринимателей, насколько эффективной будет эта поддержка и что еще необходимо малым предприятиям, чтобы пережить ограничения.

Эффективно, если оперативно

Постановлением установлено ограничение, которое может серьезно сократить список предприятий–претендентов на грант, полагает член генерального совета «Деловой России» Алексей Мостовщиков. Речь идет об обязательной регистрации либо в едином реестре субъектов МСП, либо в реестре НКО, пострадавших из-за коронавируса. «Далеко не все предприниматели готовы заниматься оформлением бумаг для вхождения в реестр», – говорит он.

Не хватает денег: почему кредиты и поддержка государства не спасают малый бизнес

Меры, предложенные кабмином РФ, будут эффективны в том случае, если будут реализованы в кратчайшие сроки, говорит член генерального совета «Деловой России», генеральный директор INPRO.digital Виталий Арбузов. «В документах упоминаются годы реализации, которые наступят через 3–5 лет, но к тому моменту бизнес либо уже перестанет существовать, либо выживет за счет внутренних сил или внешних ресурсов», – пояснил он.

Кроме того, важно распределить гранты по регионам, считает Виталий Арбузов. Там много компаний, у которых небольшие обороты – это может быть семейный бизнес или просто любимое дело, которое приносит прибыль. «Важно поддержать именно такие группы предпринимателей, так как для них падение продаж даже на несколько месяцев может оказаться фатальным», – отметил он.

Вместе с тем нельзя забывать и про столичный регион. Несмотря на то, что в среднем бюджеты здесь выше, конкуренция очень высокая, а аренда и маркетинг требуют серьезных вложений, и бизнес также нуждается в помощи.

Без посредников

Сами правила и механизм выдачи грантов достаточно прозрачные и подробно расписаны, считает исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. Выдача происходит напрямую из федерального казначейства через подачу документов в ФНС, без промежуточного звена в виде банков, что сокращает издержки получателей и риски невыдачи.

«В "Опору России" практически не было обращений по затруднениям с грантами, которые в мае-июне 2020 года выдавали через ФНС и федказначейство – там всё работало четко: было выдано 2,2 млн грантов на общую сумму боле 90 млрд руб. В отличие от программы ФОТ 2.0., где было не одно обращение с жалобами на невыдачу средств, несмотря на соответствие требованиям. Но там был более сложный процесс администрирования», – рассказал Андрей Шубин.

По его мнению, вариативность по срокам не такая большая – две или четыре недели, и это не должно стать проблемой, т.к. в условиях растущих темпов вакцинации повторение длительных локдаунов маловероятно.

По словам эксперта, самым неоднозначным моментом постановления является ссылка на то, что ограничительные меры должны вводиться оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. По предыдущему опыту, обычно в части конкретных муниципалитетов ограничения вводятся региональными властями (в этом была изначальная логика, основывающаяся на том, что на местах лучше видна ситуация). Из формулировок же постановления можно сделать вывод, что для реализации мер поддержки ограничения должны быть установлены именно правительственным оперштабом, и это вызывает вопросы.

Минимум – не штрафовать

В текущей ситуации помочь представителям МСП можно двумя способами: прямыми финансовыми выплатами либо снижением обязательных страховых взносов и платежей, отмечает Алексей Мостовщиков. При этом система признания субъектов пострадавшими должна быть не формальной, а более объективной.

Некрупная поддержка: почему малый и средний бизнес не приносят ожидаемых доходов

Главный двигатель для МСП – деньги в виде субсидий или дешевых кредитов, согласен Андрей Шубин. Но также важную роль играют излишние барьеры или штрафы, которые доставляют много неудобств даже в период моратория (что уж говорить, если моратория нет).

Например, по официальным данным Федеральной таможенной службы за 2020 год, из общего количества дел об административных правонарушениях (114 547) 29% (33 357 дел) были возбуждены за непредставление или несвоевременное предоставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (ст. 19.7.13 КоАП РФ). «Не за нарушение таможенного оформления, не за валютные нарушения, не за неуплату таможенных платежей – а за неподачу статистических форм. Причем штрафы там немаленькие – для ИП от 20 тыс. рублей и от 50 тыс. за повторное. Между тем подача статистических форм при импорте или экспорте – не самая известная обязанность. При этом большая давность привлечения (один год) приводит к ситуациям, когда предпринимателей привлекают к административным правонарушениям за все те поставки, которые состоялись за это время (а их за год может быть достаточно много). И если за первые 1–2 поставки таможенные органы могут в отдельных случаях выписать предупреждения, то за остальные, как правило, – штраф. В итоге может получиться довольно внушительная сумма», – поделился Андрей Шубин.

По его словам, налицо недостаток информированности, который нужно исправлять общими усилиями.

Очень важна консультативная поддержка, считает Виталий Арбузов: «Можно начать с того, что просто сделать удобное информирование о льготах, чтобы каждый владелец бизнеса мог зайти на единый ресурс и узнать обо всех обновлениях. Также полезным мог бы стать обучающий контент, касающийся продвижения, финансовой грамотности, распределения и планирования бюджета».

Самое читаемое
Exit mobile version