– Илья, как решались логистические проблемы для бизнеса в Севастополе последние 8 лет?
– После возвращения Крыма и Севастополя в состав РФ вопрос о налаживании логистики с материковой частью страны стал краеугольным камнем в развитии полуострова. Существующая паромная переправа с Таманью перестала отвечать на возросшие запросы по перевозкам. Зависимость от погодных условий существенно снижала логистические возможности для полуострова.
Внезапное окно возможностей: как живет сегодня привыкший к санкциям Крым
С появлением Крымского моста многие проблемы исчезли. Организация регулярного железнодорожного и автомобильного сообщения весьма серьезно повлияла на развитие и, что немаловажно, на ценообразование внутри Севастополя и Республики Крым. Следующим этапом стало внедрение в Севастополе федеральных целевых программ. Благодаря внушительным денежным траншам в Севастополе ускоренными темпами приводили в порядок ключевые городские магистрали, которые в дальнейшем вошли в единую сеть федеральной трассы «Таврида». Безусловно, строительный бум, рост населения, его миграция – все это поспособствовало появлению в Севастополе транспортных компаний, созданию разветвленного рынка транспортных услуг.
– Какие из российских регионов наиболее активно участвуют в доставке товаров для Севастополя?
– Безусловные лидеры в этом направлении – Москва и Московская область. Это широкий спектр как потребительских, так и промышленных товаров. Особое место в жизни полуострова занимают поставки из Краснодарского края. Отсюда идет огромное количество фермерских товаров. Также немаловажную роль играет сообщение с Воронежем. Это в первую очередь поставки молочной продукции.
– Есть ли шансы для развития морской доставки грузов через порт Севастополя?
– Все будет зависеть от исхода специальной военной операции. Сейчас уже звучат заявления о том, что Азовское море станет внутренним российским морем, а значит, морское сообщение с Крымом и Севастополем станет еще доступнее. Это хорошая перспектива для предпринимателей, занимающихся морскими перевозками. В Севастополе есть вся необходимая морская инфраструктура, а значит, в будущем он может вернуть себе статус международного транспортного хаба для дружественных с Россией стран.
– Что изменилось в логистике после начала спецоперации?
– Главное изменение – это закрытие авиасообщения с полуостровом. Особенно тяжело приходится туристической отрасли и индустрии гостеприимства. Для примера: в прошлые годы загрузка отелей на майские праздники в Севастополе варьировалась от 90% до 100%. С закрытием неба произошел кратный спад по бронированию и, соответственно, по выручке. По нашим сведениям, для отелей снижение выручки составило от 30% до 83%, для общепита – от 30% до 50%. Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в г. Севастополе совместно с предпринимательским сообществом подготовили соответствующие предложения по улучшению существующей ситуации и направили их в адрес городских и федеральных органов власти. Нас услышали. Сейчас ведется усиленная работа по организации дополнительного железнодорожного и транспортного сообщения с полуостровом. Эта мера позволит создать комфортную временную логистическую систему и увеличит объем транспорта, на котором будут приезжать гости в наш регион. Надеюсь также, что создание логистических цепочек с югом Украины, республиками ДНР и ЛНР позволит сократить транспортное плечо и напрямую повлияет на себестоимость товаров.