Московские таксисты начинают бойкот сервиса «Яндекс.Такси» из-за недавнего занижения их тарифов, сообщается в различных группах таксистов в соцсети «Вконтакте». Бойкот продлится три дня, за это время, по замыслу активистов, компания должна будет повысить минимальные тарифы для пассажиров.
«Бойкот вызван резким экономическим несоответствием. Экономическая стоимость поездки на такси сейчас превышает ту стоимость, которую предлагает «Яндекс», – прокомментировал «Профилю» председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Ярослав Щербинин. «К сожалению, в данном случае бойкот был стихийным, мы не надеемся на серьезные его результаты. Много появится так называемых штрейхбрейхеров, которые будут готовы работать, невзирая на то, что это экономически не выгодно», – добавил Щербинин. Полностью поддерживать бойкот профсоюз пока не собирается – в борьбе против предприятия с каким-либо ресурсом нужно обладать специальной стратегией и своими ресурсами, отмечает Щербинин. По его мнению, бойкот может быть успешен, если его поддержат компании, у которых есть личный таксопарк, и которые поймут экономическую несостоятельность данных тарифов и приостановят взаимодействие с «Яндексом».
«Присоединяйся к бойкоту Яндекс-заказов 23-26 сентября! Не работай с ними в эти дни и объясняй коллегам. Иначе останемся без работы и без штанов. Бойкот ''Яндексу''!» – заявили таксисты. Бойкот – следствие стихийной забастовки 20 сентября 2016 года, протестуя против новых тарифов. В определенный момент им даже удалось перекрыть улицу Тимура Фрунзе, но таксисты разъехались после первого предупреждения полиции. 19 сентября Яндекс.Такси снизило минимальную стоимость поездок по всем тарифам в Москве, итого минимальная цена по тарифу «эконом» составила 99 рублей.
«Москвичи всё чаще используют такси для коротких поездок – до метро, ближайшего торгового центра или парикмахерской. С начала года доля поездок длительностью меньше пяти минут в общем числе заказов выросла в 1,5 раза. Увеличилось и количество заказов на одного водителя. Благодаря этому и эффективному распределению заказов удалось снизить себестоимость поездок: водители стали тратить больше времени на обслуживание клиентов, и меньше – на ожидание заказов и подачу машины. Снижение себестоимости позволило уменьшить тарифы, сохранив при этом высокий уровень сервиса», – уверяют в «Яндексе».
В ночь на 20 сентября таксисты собрались на Воробьевых горах для обсуждения этой ситуации. На момент написания заметки часть таксистов, координируясь через группу «Вконтакте» движения «Стоп Нелегал» собираются на Фрунзенской набережной и собираются «закольцевать» находящееся неподалеку на ул. Льва Толстого. «Нас уже 20, водители едут с разных уголков Москвы», – поделился с «Профилем» один из активистов Алексей Лукин. Всего же протестующие собираются собрать в районе «Яндекса» 200 автомобилей. По словам Лукина, полицейские машины пока не прибыли к месту сбора таксистов.
Евгений Грэк, представитель «Стоп Нелегала», координировавший первую акцию протеста таксистов против агрегаторов, в том числе «Яндекса» в 2014 году, всероссийскую забастовку в 2015 году, говорит «Профилю», что нынешняя акция проводится не под координацией движения, поскольку не согласована с властями. «Но она (акция) нам вполне понятна – у людей последняя капля», – говорит Грэк. «Когда одна из крупнейших компаний, агрегируя рынок в соревновании с другими агрегаторами визуально уменьшает цену, а в реальности поднимает её для пассажиров, синхронно уменьшая долю перечисляемую водителю, то есть увеличивает свой доход, обирая водителей, таксопарки и клиентов своих приложений, это действительно плохо», – добавляет активист.
В последнее время, говорит Грэк, идут войны агрегаторов («Яндекс.Такси», Gett, Uber и другие) при отсутствии какого-либо контроля со стороны государственных органов, аварийность такси растет, заработков у таксистов почти нет, нет никакой социальной защищенности. Поэтому у таксистов будет и дальше «копиться», и таких стихийных акций протеста будет все больше, считает координатор «Стоп Нелегала». Ранее, в апреле 2016 года при участии этой организации таксисты обращались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с требованием признать Uber, Gett и «Яндекс.Такси» монополистами, диктующими заниженные цены, но та отказалась рассматривать это обращение. Позже таксисты обратились с жалобой к премьер-министру Дмитрию Медведеву. «В 2014 году мы уже пикетировали «Яндекс», в 2015 году обращались в профильные министерства... По сути никаких действенных решений в ответ не поступило. К сожалению, мы видим бездействие всех этих сторон и агрегаторы, которые воюя между собой не учитывают интересы ни пассажиров, ни водителей», – резюмирует Грэк. По его словам, аварийность в связи с этой войной выросла в 10 раз за последние три года. «Мы видим водителей, которые по 18-20 часов стали проводить за рулем. Это состояние соответствует пьяному либо психически неадекватному человеку», – добавляет активист.