Профиль

Избыток "серого вещества": грозит ли дешевый импортный цемент кризисом отрасли

Меры, принятые правительством РФ в начале 2022 года, по стабилизации цен на рынке строительных материалов дали побочный эффект. Возникли риски затаривания рынка дешевым импортным цементом, что грозит закрытием некоторых российских заводов. Какие последствия грозят отрасли из-за возросшего потока импортной продукции, разбирался «Профиль».

Мешки цемента на палете

©Shutterstock/Fotodom

Росстандарт поработал на прием

Рост цен на цемент начался не вчера и был обусловлен рядом факторов. Главных два: устаревшие технологии как минимум на половине российских заводов, а также образовавшийся дефицит из-за возросшего спроса. В связи с этим два года назад правительство утвердило Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности до 2035 года. Согласно документу, объемы производства цемента должны вырасти до 90 млн тонн в год, или на 55,7%, товарного бетона – на 49,8%, извести – на 18,4%, гипса – на 8,2% и т.д.

Однако в жизни все оказалось не так гладко, как на бумаге. Прошлой осенью, например, сразу несколько федеральных округов столкнулись с дефицитом цемента: в 2021 году в России были сданы в эксплуатацию рекордные объемы жилья – 90 млн кв. метров. На этом фоне с ноября по декабрь цены цемент выросли на 12% – с 4400 до 5200 руб. за тонну, и на следующий год участники рынка ожидали дальнейшего удорожания – на 5–7%.

Для стабилизации ситуации, а также с учетом планов по ежегодному увеличению объемов строительства в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда», Росстандарт в начале 2022 года резко сократил сроки оформления импортного цемента. Тем самым был дан зеленый свет поставщикам строительных материалов из стран постсоветского пространства, а также из Ирана, Турции и Китая. Зарубежные производители цемента не упустили момент. Особую активность проявили белорусские партнеры, которые, в отличие от остальных импортеров, имеют еще одну преференцию – их цемент не подлежит обязательному таможенному оформлению.

Спрос отстал от предложения

Поставки белорусского цемента только за сентябрь и октябрь 2022 года выросли на 61%, превысив 430 тыс. тонн, отмечают эксперты аналитической компании СМПРО. Всего за 10 месяцев в Россию из Белоруссии было ввезено 1,27 млн тонн цемента – примерно как за весь прошлый год (1,3 млн тонн).

Экспансию белорусских импортеров наиболее сильно ощутили 20 российских регионов. Среди них Ленинградская (рост на 40%) и Московская области (рост в 17 раз). И это при том, что главный потребитель «серого вещества» – строительная отрасль – в последние месяцы демонстрирует снижение темпов возведения жилья. По данным Росстата, в годовом сопоставлении сентябрьское падение составило 8%, а октябрьское – 10,6%.

Для российского рынка стройматериалов риски перепроизводства цемента очевидны. По данным некоммерческой организации (НО) «Союзцемент», на некоторых предприятиях Центрального федерального округа наблюдается затаривание силосов (бункеров для хранения), что может привести к внеплановой остановке цементных печей и даже банкротству некоторых предприятий.

«В январе–октябре 2022 года импорт цемента составил 1,74 млн тонн, а по итогам года может достичь 2,2 млн тонн, в том числе 1,5 млн тонн из Белоруссии <....> Рост импорта до 5 млн тонн приведет к вытеснению с рынка и закрытию двух-трех российских цементных заводов», – считает генеральный директор компании «Евроцемент» Вячеслав Шматов.

Разворот на восток

Происходящее эксперты объясняют санкциями, введенными против Белоруссии, для которой с весны закрыты рынки стран Евросоюза. В комментарии «Профилю» доцент Финансового университета при правительстве РФ Дарья Швандар отметила, что введенные ограничения нарушили логистику и привели к изменению географии поставок белорусского цемента. По словам эксперта, продукция нашего соседа пользуется спросом, поскольку характеризуется хорошим качеством и более низкой ценой. Но надо понимать, что возможность демпинговать во многом обеспечивается за счет государственной поддержки, которой лишены российские производители.

Конфликт интересов напоминает торговую войну Украины и Белоруссии, которая началась в 2017 году. Киевские власти были поставлены перед фактом: ввоз цемента из Белоруссии вырос на 170%. Цены на него были в полтора раза ниже, а качество выше украинского. Было инициировано расследование, дело передали в суд, решением которого в отношении белорусского цемента ввели антидемпинговую пошлину в размере 57,03%. Белоруссия боролась, отстаивая интересы своих производителей, но безуспешно.

Госзаказ во спасение

Эксперты НО «Союзцемент» подтверждают: предприятия Белоруссии получают субсидии и налоговые льготы со стороны государства. Российскому правительству в принципе ничто не мешает пойти тем же путем. «Хорошим решением для поддержки, обеспечивающим конкурентное преимущество отечественным цементным заводам, может стать госзаказ на стратегически важные строительные объекты и инфраструктурные проекты, а также сезонная дифференциация транспортных тарифов на железнодорожные перевозки цемента и минерального сырья для его производства», – считает Дарья Швандар.

Тема приобрела особую актуальность в преддверии повышения тарифов на железнодорожные грузовые перевозки (почти на 10% с января 2023 года). К слову сказать, ведущие предприятия цементной отрасли уже обратились в кабмин с просьбой предоставить им скидки на зимний период.

Что касается инфраструктурных проектов, то здесь интерес представляет предложение президента Ассоциации бетонных дорог, заведующего кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктора Ушакова. Он не первый год продвигает идею строительства трасс с цементобетонным покрытием. Реализация этого проекта в большей степени могла бы решить проблемы избыточного предложения цемента на внутреннем рынке РФ.

Такие дороги строились в СССР начиная с 1950-х годов, и к 1985-му их протяженность достигла почти 10 тыс. км. Однако из-за дефицита качественных дорожных цементов и отсутствия соответствующих технологий строительство свернули. Между тем, с учетом затрат на содержание в течение жизненного цикла, цементобетонные покрытия дешевле асфальтобетонных на 40–50%. Неслучайно в странах Евросоюза сегодня цементобетонное покрытие имеют 13–40% магистралей, в Китае – около 50%, в США – 60%. Для сравнения: в России этот показатель составляет около 1%.

«Применение цементобетона в дорожном строительстве даст серьезный мультипликативный эффект: реализация соответствующих проектов позволит в короткие сроки создать сеть безопасных и качественных дорог, обеспечит загрузку предприятий цементной отрасли и компаний по производству дорожной техники», – считает Виктор Ушаков.

Запас карман не тянет

Болезненная реакция российских производителей цемента на засилье импорта не всем кажется оправданной. Риски снижения маржинальности и возможное закрытие некоторых предприятий тем же девелоперам не очевидны.

«Демпинг со стороны зарубежных поставщиков едва ли окажет заметное влияние на рынок недвижимости в ближайшие два года. У застройщиков есть действующие контракты на российский цемент, которые едва ли кто-то станет расторгать досрочно», – говорит владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский. По его мнению, ограничивать импорт цемента едва ли разумно, учитывая, что прогнозируется устойчивый рост спроса. Поддержку может оказать государственный заказ на восстановление новых регионов России. Многие города Донбасса, в первую очередь Мариуполь, разрушенные в ходе боевых действий, сегодня активно восстанавливают. К тому же планы довести к 2024 году объемы строительства жилья до 120 млн кв. метров в год никто не отменял, напомнил Лазовский.

Самое читаемое
Exit mobile version