Таким образом, решение важнейшего социального вопроса вступило в заключительную фазу. Этому предшествовали несколько лет дискуссий о целесообразности ежегодного повышения страховых пенсий на уровень инфляции для тех, кто после достижения возраста выхода на заслуженный отдых продолжает трудиться. По данным Минтруда, таких сейчас около 7,3 млн человек.
Категорически против выступал глава Минфина Антон Силуанов. Он доказывает, что пенсия – компенсация утраченного заработка. Но если кто-то продолжает трудиться, то индексировать выплаты по линии Пенсионного фонда России (ПФР) ему не обязательно.
Точку в спорах поставил президент Владимир Путин. Глава государства поддержал инициативу думской фракции «Справедливая Россия», подготовившей законопроект в защиту интересов работающих пенсионеров. Перед правительством была поставлена задача представить предложения по реализации поручения главы государства. В обращении к Федеральному Собранию президент, как ожидается, озвучит окончательное решение, как будет проводиться индексация.
Засекреченные пенсии: почему на будущее россиян наложили специальный гриф
Главная проблема – откуда взять деньги. Суммы называют огромные. Сенатор Василий Иконников, например, утверждает, что в 2021 году ПФР потребуется дополнительно 426,4 млрд рублей, в 2022 году – 524,6 млрд рублей.
Есть несколько вариантов выполнения поручения президента. Например, предлагается начать индексировать страховые пенсии работающим пожилым людям на общих основаниях с 2022 года. Многие представители власти и депутатского корпуса сейчас называют именно этот срок. И вот почему. Со следующего года начнется новый трехлетний бюджетный цикл. Значит, в плановом порядке можно предусмотреть необходимые средства на индексацию пенсий. При этом окончательный расчет – речь о накопленных за пять лет долгах – с пенсионерами хотят проводить индивидуально, когда те будут увольняться с работы.
С точки зрения Минфина, это приемлемый вариант. С одной стороны, соблюдается принцип социальной справедливости, с другой – не предполагается одномоментных больших дополнительных расходов бюджета.
Второй способ можно назвать «адресным». Оперативно и в полном объеме проиндексировать страховые пенсии только определенным категориям пенсионеров (инвалидам, лицам с низкой заработной платой или минимальной пенсией), а всем остальным – по схеме, описанной выше. Но надо понимать, что этот путь более сложный и тернистый. Не исключены конфликты и коррупционные схемы. Ведь потребуется изобрести некие правила и нормы, чтобы определять, кто из пожилых людей должен быть первым в очереди, а кто, с точки зрения чиновников, может и подождать.
Третий вариант. Проиндексировать пенсии всем работающим пенсионерам в полном объеме. Однако сделать это не за один прием, а поэтапно. Например, повышать выплаты по линии ПФР в определенной пропорции раз в полгода или ежегодно. Очевидно, что это не создаст социальной напряженности в обществе, поскольку все будут поставлены примерно в равные условия. В свою очередь, правительство, так сказать, получит рассрочку платежей. Нагрузка на бюджет увеличится не столь критично. И за несколько лет можно будет свести дебет с кредитом.
Расплатная ведомость: когда ПФР вернет долги работающим пенсионерам
Наконец, есть четвертый вариант решения президентской задачи. Сразу проиндексировать пенсии и полностью рассчитаться с долгами перед всеми работающими пенсионерами. Для пожилых людей, как правило, располагающих не столь большими доходами, такой расклад самый выгодный. Они получат на руки все, что им полагается. Тогда как при «рассрочке» твердых гарантий нет. В случае внезапной смерти работающего пенсионера, допустим, от осложнений, вызванных COVID-19, никаких компенсаций и индексаций задним числом не предусмотрено, как и выплат наследникам. Все обязательства обнуляются.
Однако в этом случае потребуется изыскать очень значительную сумму. У ПФР таких денег точно нет. Следовательно, неизбежны многомиллиардные трансферты из федерального бюджета. Минфин, конечно, не будет от этого в восторге и, под предлогом не допустить чрезмерного роста госрасходов, попытается торпедировать проект.
Как представляется, в будущем разумной альтернативой ежегодной индексации страховых пенсий работающим пенсионерам могла бы стать стандартная система формирования пенсий. Для этого надо восстановить в правах человека труда. Продолжая работать после выхода на заслуженный отдых, каждый вправе рассчитывать, что его трудовой стаж и пенсионные баллы – от этого зависит индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) – будут начислять в полном объеме.
Сейчас со стажем проблем нет, а вот с начислением баллов действует ограничение – не более трех в год. Если его отменить, то появится возможность ежегодно пересчитывать и повышать пенсии, не ущемляя ничьих интересов.
Расчеты показывают, что для бюджета ПФР это обойдется существенно дешевле. Например, максимальное количество пенсионных баллов, которые можно заработать в 2021 году, – 9,57. Для этого у человека должна быть средняя зарплата не меньше 100 тыс. рублей. При стоимости одного балла в 100 рублей максимальная прибавка к пенсии составит 957 рублей. Впрочем, у большинства россиян зарплаты куда меньше, потому и прибавка к пенсии в среднем будет скромнее.
Думается, что эта схема вполне приемлема – она необременительна для казны и интересна для целевой аудитории. Тем более, что работающие пенсионеры фактически софинансируют страховые пенсии, тогда как за их неработающих сверстников отвечает государство в лице ПФР.
Автор – доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова