В сфере экономики планировалось создать три структуры – Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) и Международную торговую организацию. МВФ должен был отвечать за международное сотрудничество и решение проблем в валютно-финансовой сфере и был создан в 1945 году. МБРР предназначался для кредитования развивающихся стран и оказания им технической помощи. Банк тоже был создан в 1945 году.
А вот Международную торговую организацию с ходу создать не удалось. Хотя важный шаг в этом направлении сделали – в 1947 году заключили General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) – Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Так непросто, с конфликтов и противоречий, начиналась история современной Всемирной торговой организации.
Американский акцент
Среди причин неудачи МТО – позиция США. Вашингтон настаивал на введении в организации режима наибольшего благоприятствования (РНБ). В тот момент американская экономика была самой конкурентоспособной в мире, и РНБ обеспечил бы ей доминирование. Однако это означало бы отмену преференций в двусторонней и многосторонней торговле других стран.
Интересанты, между тем, были серьезными. В частности, Великобритания к тому времени успела предоставить своим бывшим колониям, ставшим странами–членами Содружества наций, льготный режим в торговле. Канада, Австралия и другие «экс-подданные» британской короны в этом были солидарны с бывшей метрополией.
Другим препятствием на пути к созданию МТО стало наличие в соглашениях ГАТТ положения о том, что в случае значительного дефицита платежного баланса страна имела право применять протекционистские меры. В послевоенные годы практически все европейские страны, хозяйственные комплексы которых были разрушены, находились именно в таких условиях. А вот экономика США на военных заказах выросла. Предусмотренное в проекте МТО мягкое отношение к этому противоречию было невыгодно американцам, которые выступили против.
Продукт холодной войны
Соглашение о регулировании мировой торговли могло бы провалиться полностью, если бы не изменившаяся геополитическая ситуация. Между союзниками во Второй мировой войне (Советским Союзом, с одной стороны, и США с Великобританией – с другой) начали проявляться все более глубокие противоречия.
В 1947 году США приняли Доктрину Трумэна, основное содержание которой заключалось в сдерживании СССР. Это повлияло на устранение противоречий между капиталистическими странами. Они договорились, что называется, перед лицом советской угрозы.
США не стесняются диктовать свои правила международной торговли всему миру. При президенте Гарри Трумэне была принята доктрина экономической помощи странам, противостоящим коммунистической идеологии
World History Archive / Vostock PhotoТогда ГАТТ все рассматривали в качестве временного соглашения, регулировавшего торговые отношения на период до вступления в силу Устава МТО. Однако в 1950 году конгресс США отказался ратифицировать гаванскую Хартию. Таким образом, ГАТТ оставался важнейшим элементом регулирования мировой торговли вплоть до учреждения в 1995 году Всемирной торговой организации. В соглашении участвовали 23 страны, на которые приходилось 70% мировой торговли. Уместно напомнить, что сегодня в ВТО входят 164 страны и более 95% мировой торговли.
Неполноценность ГАТТ в качестве мирового регулятора ощущалась буквально с первых дней. Поэтому периодически предпринимались усилия создать другую международную организацию. В середине 50‑х годов прошлого века планы потерпели неудачу, а в середине 60‑х были реализованы частично. На площадке ООН в 1964 году была создана Конференция по торговле и развитию – ЮНКТАД. И все же это была конференция, а не постоянно действующий орган.
Либеральные ценности
Миссия ГАТТ изначально состояла в обеспечении процессов либерализации международной торговли, что рассматривается как основной драйвер мирового экономического развития. Торговые тарифы между странами–участницами ГАТТ в период с 1947 по 1986 год снизились с 35% примерно до 6%. В 50–60‑х годах XX века ежегодный рост мировой торговли достигал почти 8%. Объем мировой торговли в период с 1950-го по 2000 год вырос в 25 раз.
Основные принципы ГАТТ – взаимность и отсутствие дискриминации. Принцип взаимности означает, что, получая более благоприятные условия выхода на рынки других стран, страна должна быть готова пойти на такие же уступки. Принцип не дискриминации воплощается в двух режимах – режиме наибольшего благоприятствования и национальном режиме (НР).
РНБ означает, что, предоставив другой стране нетарифные или другие льготы на определенный продукт, страна обязана предоставить аналогичные льготы другим торговым партнерам. НР предполагает, что импортированный из других стран–членов ГАТТ товар должен иметь не менее благоприятные условия на внутреннем рынке, чем товар отечественного производства.
Переговоры о либерализации проходили в форме так называемых раундов, которые можно рассматривать как этапы развития ГАТТ. История ГАТТ насчитывает восемь раундов: Кеннеди-раунд, Токио-раунд, Уругвай-раунд и другие. В каждом раунде страны стремились найти компромиссы по конкретным направлениям мировой торговли. Например, в ходе Кеннеди-раунда были приняты соглашения об антидемпинге, в ходе Токио-раунда – о нетарифных ограничениях.
Работа над ошибками
Однако со временем стали проявляться и недостатки этой системы. В первую очередь не мог не смущать ее временный характер. Кроме того, ГАТТ не регулировал рынок услуг, не обеспечивал защиту интеллектуальной собственности, что особенно не устраивало страны с инновационными экономиками.
Почему Россия не получила существенных выгод от присоединения к ВТО
Также соглашения ГАТТ не затрагивали движение иностранных инвестиций. Был несовершенен и механизм разрешения споров. Вот почему предпринимались попытки устранить разногласия. Одним из способов стало формирование региональных интеграционных структур. В ГАТТ, как, впрочем, и теперь в ВТО, предпочитали бы, чтобы заключались многосторонние соглашения с охватом всех стран-членов, но на практике это не всегда получается. Поэтому в Марракешских соглашениях появилась статья XXIV, допускавшая региональные торговые соглашения (РТС), при условии что торговый режим с третьими странами не ухудшится.
Выгоды заключения РТС – в снижении тарифов, квот и прочих ограничений, правда, между отдельными партнерами. С остальными каждая страна должна строить торговую политику самостоятельно. РТС могут заключаться в форме соглашения о зонах свободной торговли (ЗСТ), которые могут получить дальнейшее развитие в виде таможенного союза, общего рынка и экономического союза, а также в форме соглашения об экономической интеграции.
Согласно базе данных ВТО, количество действующих РТС постоянно растет. Если в 1990 году их было 28, то в 2000-м – 82, а в 2010-м – 214, сегодня – 302. Ну а нотифицированных, но по различным причинам «спящих» еще больше – 481. Столь широкое развитие РТС свидетельствует о проблемах в многостороннем регулировании мировой торговли, охватывающем все страны–члены ВТО.
Русские идут!
А что Советский Союз и Россия? СССР, с культом плановой экономики, изначально видел смысл в глобальном управлении мировой торговлей. Однако довольно скоро выяснилось, что существенное место в этой системе занять не получится. В МВФ объем активов был объявлен в $8,8 млрд, доля же СССР должна была составить $1,2 млрд.
Это означало, что Москва, в отличие от Вашингтона, не получила бы решающего голоса в организации. То же самое можно сказать и о МБРР. Его капитал планировался в размере $9,1 млрд, а доля СССР – те же $1,2 млрд. Поэтому наша страна вступила в МВФ и Всемирный банк только в 1992 году, уже после распада СССР.
СССР не стал подписывать ГАТТ по другой причине. В 1949 году под эгидой Москвы был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), объединивший социалистические страны. Лишь в 1979 году было принято решение о сотрудничестве с ГАТТ, однако в декабре того же года начались афганские события.
В результате в ГАТТ статус наблюдателя СССР получил только в 1990 году, его унаследовала Россия. В 1993 году наша страна обратилась с просьбой о присоединении к ГАТТ, которое вскоре была преобразована во Всемирную торговую организацию. Переговоры о вступлении России продолжались долгие 17 лет – до 2012 года, а переходный период растянулся еще на 7 лет.
Разруха в головах
Современное состояние ВТО можно назвать кризисным. Очередной переговорный раунд в рамках организации начался в Дохе в 2001 году и продолжается в вялотекущем режиме по сей день. Прогресс незначительный. Причина – в изменении соотношения сил на мировой экономической арене. Прежде на первых позициях в мировом экономическом рейтинге были США, Германия, Великобритания, Франция и другие развитые страны.
Сегодня топ‑10 самых крупных экономик по паритету покупательной способности возглавляет Китай, США – на второй строчке, Индия – на третьей. У России – шестая, у Индонезии и Бразилии – седьмая и восьмая соответственно.
При таком раскладе западные страны, прежде всего США, предлагают внести изменения в основополагающие принципы регулирования мировой торговли.
В частности, идет речь о принципе справедливой торговли. США, например, считают недопустимыми преференции ряду развивающихся стран, которые предусмотрены в Марракешских соглашениях. Действительно, может показаться странным, что государствам, находящимся в первой десятке по объему экономики, предоставляются какие-то льготы.
Однако если посмотреть на показатели ВВП на душу населения, картина выглядит иначе. Так, Россия находится на 74‑м месте, Китай – в начале второй сотни (105‑е место), Бразилия – на 108‑м, Индия – на 156‑м. Дискуссия по этому вопросу продолжается, а вместе с ней пишется и история ВТО. Последние 7 лет в ней есть место и России.
Автор – профессор РАНХиГС