Важный инвестиционный проект
В день приезда казахстанско-российской делегации на заводе «СарыаркаАвтоПром» был дан старт совместного производства автомобилей российской марки Lada. По словам присутствовавшего на торжественной церемонии открытия нового конвейера президента АвтоВАЗа Николя Мора, отныне заводом будет выпускаться весь модельный ряд автомобилей Lada: Niva Travel, Niva 4х4, Vesta, X-RAY, Largus и Granta.
Важно отметить, что Lada – один из самых популярных автомобильных брендов в Казахстане (он второй по популярности после Hyundai). В 2020 году в республике было реализовано 17,5 тысяч автомобилей этой марки. Как сказано в опубликованном на сайте автоконцерна пресс-релизе, «новый этап сотрудничества позволит казахстанским потребителям приобрести автомобили Lada по более доступной цене с качественным сервисом».
Члены делегации при участии генерального директора «Рено Россия» Яна Птачека также проинспектировали работу ещё одной производственной площадки завода «СарыаркаАвтоПром» – линии французской марки Renault, где с недавнего времени налажен выпуск моделей Arkana и Кaptur.
Вице-премьер Казахстана Роман Скляр вместе с генеральным директором ПАО «КамАЗ» Сергеем Когогиным проинспектировали ход строительства завода KamLitKz по производству чугунного литья компонентов для грузовой техники нового модельного ряда КАМАЗов поколения К5, после чего сторонами был подписан новый инвестиционный контракт, касающийся проекта строительства завода КамАЗ по производству главных передач ведущих мостов, а также соглашение о промышленной сборке данных компонентов.
Подписание этих документов стало ещё одним шагом в рамках реализации крупных инвестиционных проектов компании КамАЗ по созданию современных высокотехнологичных производств автомобильных компонентов на территории Казахстана. Инвестиции составят порядка 82 млрд тенге (около15 млрд рублей), причём на заводе и в смежных отраслях промышленности РК появится более 600 новых рабочих мест. Продукция казахстанского производства будет поставляться на конвейер главного завода «КамАЗ» в Набережные Челны.
По словам генерального директора ПАО «КамАЗ» Сергея Когогина, стороны возлагают большие надежды на совместную деятельность, поскольку на новых заводах в Казахстане будут локализованы лучшие доступные технологии автомобилестроения, что даст импульс для развития смежных отраслей экономики республики.
«Реализуя совместные проекты, мы развиваем традиционно сильные интеграционные связи между нашими странами. Открытие новых производств укрепит фундамент стратегического партнёрства, последовательно реализуемого Российской Федерацией и Республикой Казахстан», – подчеркнул глава российского автогиганта.
Всего по итогам встреч вице-премьера Казахстана Романа Скляра с директором департамента автопрома Минпромторга России Денисом Паком и главами российских автоконцернов было подписано 8 ключевых документов по реализации новых инвестиционных проектов на территории Казахстана.
Результат последовательной политики
Стоит отметить, что это далеко не единственный пример казахстанско-российской промышленной кооперации в автопроме. Например, в прошлом году в рамках совместного инвестиционного проекта между российским ПАО «Татнефть» и казахстанской компанией «Аллюр» был запущен завод по производству автомобильных шин в городе Сарань Карагандинской области. Предполагаемая мощность нового производства – 3 млн легковых и легкогрузовых и 500 тысяч грузовых шин в год. Запуск завода, где будет создано до 1000 рабочих мест, намечен на 2022 год.
Реализация всех этих совместных проектов – результат последовательной политики властей Казахстана последних лет, направленных на развитие и укрепление отечественного автопрома. Благодаря принятым мерам по стимулированию автомобильной отрасли (льготы по НДС, введение утилизационного сбора, программы промышленной кооперации и поддержки экспорта продукции), автопром стал развиваться ускоренными темпами.
Значительным шагом в его развитии стало привлечение крупного транснационального инвестора в лице СМС-JAC Motors, ставшего стратегическим партнёром костанайской компании «СарыаркаАвтоПром». Вскоре на казахстанский рынок пришли новые крупные автопроизводители коммерческой техники. Помимо российского КамАЗа, свои производства открыли такие марки как как Daewoo, Hyundai, Iveco, Ankai и многие другие. Словом, за сравнительно небольшой срок фактически «с нуля» была создана целая отрасль, регулярно пополняющая бюджет за счёт налоговых отчислений.
На сегодняшний день в Казахстане налажено производство всех категорий автотранспортных средств – в республике собираются 167 моделей автомобилей 22 мировых брендов, в том числе 39 марок легковых автомобилей. Экспортируются казахстанские автомобили преимущественно в Российскую Федерацию и Узбекистан.
В заключение ещё несколько красноречивых цифр. За годы реализации Госпрограммы индустриально-инновационного развития (с 2010 года) в Казахстане введено свыше 130 новых машиностроительных производств, выпускающих самый широкий спектр продукции (от комплектующих и запчастей до сборки высокоточной техники) и обеспечивающих потребности таких базовых секторов экономики, как нефтегазовый, металлургический и агропромышленный. Несмотря на пандемию, по итогам 2020 года доля автомобильной промышленности в машиностроении Республики Казахстан составила 33,4% против 4% в 2010 году, произведено 77 471 единица техники (что в полтора раза больше показателей 2019-го года). 60% проданных в прошлом году в Казахстане автомобилей – отечественного производства, более 8 тысяч авто продано на экспорт, причём по сравнению с 2019 годом экспорт увеличился в 3 раза. Создано свыше 14 тысяч рабочих мест.