25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. «Каждый второй не уцелеет»: какую поддержку просит у властей российский бизнес
бизнес господдержка коронавирус пандемия Экономика

«Каждый второй не уцелеет»: какую поддержку просит у властей российский бизнес

Около 1 трлн рублей господдержки в месяц необходимо, чтобы сохранить стабильность российской экономики из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Об этом во вторник заявил председатель «Деловой России» Алексей Репик на онлайн-конференции, посвященной перспективам выживания отечественного бизнеса.

Предприниматель бизнесмен крах банкрот закрытие

©Shutterstock / Fotodom

Наиболее тяжелый удар придется по Москве, в РВП которой сфера услуг составляет около 9%. По расчетам «Деловой России», из-за пандемии без работы могут остаться до 1 млн москвичей. Корреспондент «Профиля» выяснил, в каких мерах поддержки нуждается столичный бизнес и как на его запросы реагируют чиновники.

Без «подушки безопасности»

По словам бизнес-омбудсмена Москвы Татьяны Минеевой, с начала распространения COVID-19 в столичный оперативный штаб по экономическим вопросам было направлено 150 предложений по мерам поддержки компаний. 40 из них были переданы в мэрию. В первую очередь, бизнес просит субсидии на выплату зарплат. Сейчас получить обещанный правительством РФ беспроцентный кредит на зарплаты могут только ИП, малые и микро-предприятия.

Предприниматели также настаивают, что выплаты безработным в размере 19500 рублей, установленные правительством Москвы, необходимо распространить и на тех сотрудников, которые ушли в неоплачиваемые отпуска. Для большинства людей такой «отдых» – вынужденная мера и единственный шанс не потерять работу окончательно.

Как пандемия коронавируса нанесла удар по системе современного капитализма

По словам председателя московского отделения «Деловой России» Дениса Назарова, бизнес будет до последнего выполнять социальные обязательства. Однако сфера услуг не отличается высокой маржинальностью, поэтому у большинства компаний нет «подушки безопасности» на время кризиса. При отсутствии дохода через один-два месяца платить сотрудникам станет просто нечем.

«До 15 мая протянем без сокращений»

Пока масштабных сокращений в Москве не наблюдается – в основном потому, что сами компании заинтересованы в сохранении кадров. В частности, это относится к столичным отельерам. «До 15 мая мы сможем содержать нынешний штат. Но, если потом начнется новая вспышка пандемии, будет гораздо сложнее», – признается глава Комитета гостиничного бизнеса «Деловой России», генеральный директор «Грэмм и Ко» Дмитрий Шлопак.

Отельеры просят о приостановке действия федерального регламента о присвоении звезд гостиницам, поскольку в текущих условиях поддерживать высокий уровень сервиса невозможно. К примеру, пятизвездочный отель предполагает наличие бассейна, однако это противоречит мерам предотвращения распространения вируса.

Пока же чуть ли не единственной специальной мерой поддержки для отрасли гостеприимства стала инициатива правительства по размещению врачей, которые борются с вирусом, в специально выделенных гостиницах. По словам Шлопака, отельеры восприняли ее позитивно, но не понимают, как она будет реализована. «Не уверен, что мы сможем загрузить этой мерой весь номерной фонд. Когда пандемия пройдет, неясно, что нужно будет предпринять, чтобы гостиница заработала в нормальном режиме и люди не боялись туда приезжать», – отмечает собеседник.

Рестораны не готовы к «удаленке»

Еще больше пострадала от пандемии столичная индустрия общепита, в которой задействовано порядка 400 тысяч человек. «Если сегодняшняя ситуация никак не изменится, то уцелеет не более 50% ресторанного бизнеса. Это совершенно реалистичный прогноз», – сообщил «Профилю» основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов. При этом глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров на днях выступил с еще более пессимистичной оценкой: 90% кафе и ресторанов могут не вернуться из самоизоляции.

По словам Миронова, собственники помещений, арендаторами которых выступают объекты питания, далеко не всегда идут навстречу по отсрочке арендной платы. Порой они ссылаются на то, что пандемия не признана форс-мажорным обстоятельством на федеральном уровне. В частности, руководство торговых центров «Мега» долгое время не соглашалось идти на уступки рестораторам.

Как российская экономика справится с кризисом на фоне коронавируса

Миронов также отметил, что эксперимент по переводу ресторанов на режим доставки не увенчался успехом. К «удаленке» оказались готовы только те заведения, у которых изначально были машины, курьеры и налаженная логистическая цепочка. Для ресторанов с неадаптированной под доставку кухней переход на новый режим принес только убытки.

Что предлагают в этой ситуации рестораторы? Ввести полноценные арендные каникулы, одновременно предоставив собственникам льготы по налогу на имущество и субсидии на оплату ЖКХ. Если же понизить НДС для предприятий общепита до 10%, это привлечет в отрасль инвесторов и позволит ей быстро встать на ноги после пандемии.

Онлайн всемогущий, но недешевый

До начала распространения коронавируса конгрессно-выставочная индустрия составляла 3% столичного ВВП, говорит Павел Музыченко, основатель компании GRADI EXPO. Сегодня, когда все мероприятия отменяются, либо переносятся на сентябрь, отрасль замерла в ожидании затяжной черной полосы. Полностью остановилась реализация проектов, запланированных на март и апрель, хотя материалы, оборудование и стенды уже закуплены, а работа подрядчиков оплачена. От правительства индустрия ожидает возмещения расходов на предварительные работы по отмененным государственным мероприятиям.

Учреждения культуры, тем временем, просят разрешения не возмещать стоимость билетов на отмененные мероприятия, а переносить их дату. Или же субсидировать возвраты. В противном случае могут разориться небольшие кинозалы и камерные театры.

При этом, хотя министр культуры РФ Ольга Любимова поручила перевести все культурные мероприятия в режим онлайн, по факту отрасль оказалась не готова к переходу в «цифру». Сотрудники большинства учреждений не имеют ни опыта организации digital-проектов, ни технических средств для их организации.

«Необходимы мощные компьютеры и камеры, замена кабельной сети на высокоскоростную, расширение сетевого хранилища для размещения фото-видеоматериалов. Требуется персонал для видеомонтажа и мастеринга звука, необходима площадка для трансляций по билетам, обеспечивающая высокое качество видеоконтента», – перечисляет уполномоченная по культуре при бизнес-омбудсмене Москвы Мария Ольшанская.

По мнению эксперта, отрасль нуждается в создании единого медиа-хаба, который поможет оцифровать офлайн-контент, а также в финансовых мерах поддержки. «Сейчас все думают, как выйти в онлайн, многие этим раньше никогда не занимались, и им очень нужна помощь», – резюмирует она.

«Очень странная мера»

Как говорят представители «Деловой России», некоторые из предпринятых властями шагов, безусловно, полезны: например, шестимесячная отсрочка по налогам и кредитам, послабления для арендаторов. Тем не менее, меры поддержки не всегда отражают реальные потребности бизнеса.

В частности, недоумение у опрошенных экспертов вызвали некоторые пункты из второго пакета антикризисных мер, утвержденного московскими властями 1 апреля. Один из них предполагает доступ отельеров к субсидиям на возмещение части затрат на новое оборудование – до 35% «электронным кэшбеком».

Как коронавирус обрушил фондовые рынки и рубль

«Это очень странная мера на фоне эпидемии коронавируса. Было бы понятно, если бы в столице сейчас открывалось много частных гостиниц, но тенденция обратная – постояльцев нет, выручки нет, ни о каком новом оборудовании речь не идет», – отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Возможно, государство предлагает гостиницам обновить оборудование, чтобы в дальнейшем не доставлять дискомфорт при полном заполнении, но такую логику понять сложно, признается руководитель Финансово-аналитического департамента AllianceLegal CG Сергей Волосников.

Также правительство Москвы предложило малым и средним предприятиям субсидии на возмещение до 50% расходов на продвижение товаров и услуг на торговых интернет-площадках. Однако остается вопрос: что делать компаниям, которые не могут перевести бизнес в онлайн? «Видимо, чтобы предприниматели не унывали, им следует переориентироваться на онлайн-продажи. Выигрывают от этой меры, в основном, агрегаторы. Скоро мы увидим еще больше всплывающей рекламы», – иронизирует Волосников.

В мэрии ознакомились с запросом «Профиля», но не смогли предоставить оперативный комментарий.
В целом же принимаемые властями меры недостаточны, чтобы поддержать экономику даже в перспективе двух-трех месяцев, резюмируют эксперты. Бизнесу нужны более решительные шаги, иначе после пандемии многие отрасли придется восстанавливать с нуля.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».