«В целом рост экспорта продукции АПК составляет порядка 70% в весовом выражении. В стоимостном – поменьше, потому что опять-таки зависит от конъюнктуры цен. Мы торгуем товарами, которые весят много, но при этом стоимость зависит от рынка», – подчеркнул Давыдов. В основном за границу – в Китай, Египет, Казахстан, на Ближний Восток – поставляется зерно. Также на экспорт идут масличные культуры, растительное масло, подсолнечник.
Злаковый период: что может помешать России нарастить экспорт сельхозпродукции
В 2022-м лидером потребления российской продовольственной и сельхозпродукции стал Китай ($4,8 млрд), рассказал «Профилю» доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративного управления и инновации РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрей Полтарыхин. Второе место заняла Турция. Эта страна импортировала из России товаров на сумму более $4,5 млрд (+5%). На третьем месте – Казахстан, который долгие годы остается одним из крупнейших импортеров продуктов питания из России: стоимость поставок увеличилась на 18,5%, до $3,2 млрд.
Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев отмечал, что в 2022/2023 сельскохозяйственном году Россия поставила на внешние рынки 60 млн тонн зерна. По словам министра, с 2020-го Москва сохраняет статус нетто-экспортера продовольствия, а в 2022-м объем поставок продукции АПК за рубеж составил $41,6 млрд. Индекс сельхозпроизводства в 2022 году составил 110,2%, было собрано почти 158 млн т урожая, что является рекордом в современной истории России.
Предполагалось, что в 2023-м с учетом новых регионов урожай зерна составит 123 млн тонн, из которых 78 млн придется на пшеницу. В сентябре Минсельхоз подтвердил повышение прогноза по урожаю зерновых до 130 млн тонн: 123 млн тонн уже собрано, и уборка продолжается. По другим оценкам, урожай ожидается на уровне 140 млн тонн зерна, из которых 92–93 млн тонн составит пшеница. Индекс сельхозпроизводства по итогам семи месяцев 2023-го составил 101,4%.
Между тем на российском рынке цены на зерно снижаются. По подсчетам аналитического центра «Совэкона», за неделю с 11 по 17 сентября пшеница, в зависимости от качества, подешевела на 250–425 руб., до 12,4–13,5 тыс. руб. за тонну. Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин связал это с пиком внутреннего предложения. По его словам, сельхозпроизводители закончили уборку пшеницы и скидывают излишки по любой цене, чтобы освободить мощности хранения для культур более позднего сбора.
Пшеница из-под комбайна стоит еще дешевле. В Башкортостане дают 6–8 руб. за кг, в Саратовской области – 8 руб., в Самарской – 7 руб. Аграрии жалуются, что вынуждены работать себе в убыток и на весеннюю посевную денег не остается. Для сравнения: в прошлом году пшеницу из-под комбайна продавали за 10–13 руб. за 1 кг.
(Иллюстрация)
Есть несколько причин падения цен на пшеницу, объясняет экономист Юрий Ляндау: «Во-первых, в прошлом году был большой урожай и еще остались так называемые переходящие запасы. В этом году с урожаем тоже все в порядке. А большое предложение снижает цены на продукцию». Во-вторых, отсутствует эффективное государственное регулирование рынка АПК, считает эксперт: «Зачастую возникает множество посредников, которые добавляют к цене стоимость своих услуг (логистические и др.). В итоге на рынке, с одной стороны, есть большой объем предложения, с другой – растут затраты и снижается рентабельность в АПК».
С ним частично согласен глава Зернового союза России Аркадий Злочевский: «Все дело в желании экспортеров сэкономить деньги на непредвиденные риски, связанные с санкциями. Неизвестно, сколько будет стоить страховка, аренда судна и тому подобное. Плюс очень сильно выросли расходы на логистику. Так как экспортер не может повлиять на мировой рынок, он влияет на внутренний, то есть занижает закупочные цены. В результате в России зерно стоит в два-три раза дешевле, чем за границей».
В начале сентября фермеры Ставропольского края, 90% территории которого составляют поля, заявили, что в регионе почти нет топлива, а то, что осталось, продается по завышенным ценам. Из-за этого они не могут собрать нынешний урожай и приступить к посевной на следующий год. С 15 августа цены на дизельное топливо поднялись в регионе с 60 до 120 руб. за литр, и даже по такой цене его было сложно найти. Аграрии успели убрать пшеницу, но жатва подсолнечника, сахарной свеклы и кукурузы зависла.
Дмитрий Патрушев назвал нехватку топлива «кричащей проблемой». По его словам, если в конце августа речь шла о том, что горюче-смазочные материалы нужны по низким ценам, то в начале сентября они вовсе исчезли. Чтобы преодолеть топливный кризис, правительство 21 сентября ввело временный запрет на экспорт автомобильного бензина и дизтоплива.
Полна коробочка: сможет ли российский агропром повторить рекорды прошлого года
Аркадий Злочевский считает, что даже при снижении цен на топливо они останутся слишком высокими для аграриев, при том что пошлины на зерно большие. Урожай в любом случае уберут, потому что закапывать его в землю обойдется дороже, но посевная окажется под угрозой, полагает эксперт: «Как сильно сократятся площади, пока трудно сказать, но планки в 20 млн га для озимых, установленной Минсельхозом, скорее всего, достичь не удастся. Окончательно итоги сева можно будет подвести ближе к декабрю».
Рентабельность сельхозпроизводства в 2022 году составила 20%, в 2023-м предварительно оценивается в 16%. Оба показателя – с учетом субсидий. По словам замминистра сельского хозяйства Елены Фастовой, связано это с рядом факторов, в числе которых невысокие цены на зерно, рост заработных плат, дефицит кадров на селе. Средняя зарплата в отрасли в 2022-м достигала 47,2 тыс. руб.
Фермер из Волгоградской области Ирина Бадмаева поделилась с «Профилем» проблемами аграриев: «Больше всего страдают те, кто занимается только растениеводством, поэтому фермеры стараются параллельно разводить коров, овец, свиней.... Обычно животноводство приносит в два раза больше дохода, но требует намного больше усилий. Хотя даже зерно вырастить непросто. Крестьяне встают на работу до восхода солнца и ложатся поздно вечером. А трудиться нужно в любую погоду, даже если жара 40 градусов». При этом, по ее словам, основную прибыль получают перекупщики, а наиболее уязвимы те, кто не может самостоятельно довезти зерно до порта, где цены на товар выше, чем из-под комбайна. Тогда приходится продавать урожай местным мукомольням или на корм скотине.