Владелец и основатель анимационной студии «Видеографика» Юрий Балков вырос в Чебоксарах в семье инженеров и, недолго думая, выбрал ту же профессию. В МИЭТ (Московском институте электронной техники) изучал разработку сверхбольших интегральных схем, но на четвертом курсе перевелся на управленческий факультет и в институте провел девять лет вместо традиционных пяти. Получив диплом, Балков отправился в РБК-Софт, где создавал сайты для интернет-магазина Sony и Сбербанка, затем работал в «IT-территории», которую незадолго до этого купил Mail. «Это была интересная управленческая работа, но мне хотелось творчества, хотелось оставить что-то после себя. Создание сайта – это отчасти творческий процесс. Но через год или два придет новый программист, сайт обновится и ваше творчество канет в Лету», – объясняет свою тягу к перемене мест Балков.
В августе 2013 года Юрий создал ООО «Видео Инфографика». Изучив рынок, он понял, что в России не развит сегмент анимации для малого бизнеса. Компании не понимают, как анимационные ролики могут быть инструментом продаж. На Западе же сайт каждого министерства и любой уважающей себя компании по итогам квартала пополняется анимацией, в которой на пальцах объяснено, что изменилось за прошедший период. На российском телевидении было развито направление оперативной инфографики (графическое сопровождение новостей), была и стандартная статичная инфографика, только-только входившая в моду (презентации и отчетность компании в картинках). Анимация казалась дорогим излишеством. Но, посчитав, что через пару лет западные тренды придут и на отечественный рынок, Балков решил рискнуть.
Не имея опыта и связей в новой области, бизнесмен приглашал людей в абсолютно пустой офис, в компанию, у которой за душой не было ни одного заказа. Довольно быстро собралась команда профессионалов, многие из которых окончили Британскую высшую школу дизайна. Сегодня все этапы, от ручных эскизов до финального компьютерного монтажа, компания выполняет сама, на аутсорсинг отдает только начитку текста.
Первым клиентом студии стала компания «Вымпелцентр» – школа для частных охранников и телохранителей. «Они принесли 20 листов информационных материалов и попросили сделать из этой бумажной кипы презентацию компании. Мы нарисовали динамичную инфографику: голос за кадром рассказывает о приемах ведения боя, и на экране появляются фигурки в спарринге или машина, уходящая от погони», – вспоминает бизнесмен. Дальше были такие крупные заказчики, как «Трансаэро», Microsoft, Johnson&Johnson и Energizer. Некоторые просили сделать за неделю хоть что-нибудь и «Христа ради». Балков не хочет сужать специализацию своей студии до таких авральных проектов, но признает, что с ними компания справляется лучше многих конкурентов на рынке. В августе 2014 года в «Видеографику» пришел заказ, над которым компания работает до сих пор, – трейлер для мультфильма о детстве сказочных царевен. Если телеканалу, на котором планируется выход мультфильма, понравится результат, заказ будет продлен на 20 эпизодов анимационного сериала. За несколько месяцев работы дизайнеры студии отрисовали всех персонажей, интерьеры и ландшафты и создали полноценный трейлер. Как только канал подтвердит решение о запуске, компания Балкова приступит к работе над первой серией.
Бизнесмен признает, что кризис дал о себе знать: несколько заказов, поступивших в «Видеографику» перед Новым годом, сейчас заморожены. Оговоренный еще в докризисное время бюджет заказчики сейчас не могут себе позволить. «Я не думаю, что анимационный рынок обрушится, но правила игры обязательно изменятся», – прогнозирует Балков. Клиентов станет меньше, а оставшиеся изменят подход к заказам. Обычно российские клиенты любят, чтобы всё было «красиво», рассказывает Юрий: если ролик, то обязательно анимация, и лучше в 3D. «У нас так всегда: мы можем жить в однушке в Бутово, но ездить непременно на «Лэндровере», – улыбается бизнесмен. В условиях кризиса компании сокращают рекламные бюджеты, но мало кто отказывается от них полностью. Теперь главным критерием будет не «красиво», а «эффективно», считает он, – если для презентации хватит статичной инфографики, клиент не закажет трехмерную анимацию. Вложенные рекламные деньги должны будут «отбиться» в несколько раз, повысив конверсию посещаемости сайта в совершенные покупки. Первый такой антикризисный заказ «Видеографика» уже получила от туристической компании в период, когда «сыпались» многие туроператоры.
Безусловно, часть небольших компаний умрет, крупные мастодонты останутся на лидирующих позициях, продолжает Юрий. «Произойдет формирование рынка: сейчас все занимаются всем, а вынуждены будут сфокусироваться на какой-то одной области, будь то анимация или инфографика. Мы уже приняли антикризисные меры: разрабатываем «экономпакет» – демоверсию продукта, которую за небольшую плату может взять на пробу каждый потенциальный заказчик. Но основной прайс компания сокращать не планирует: с учетом инфляции стоимость услуг подросла, поэтому оставить цены на прежнем уровне – уже глубокий реверанс в сторону клиента.
В кризисном периоде Балков видит свои плюсы: например, внезапно открывшийся западный рынок. Для европейских заказчиков услуги российских компаний подешевели вдвое по сравнению с прошлым годом, а качество сохранилось на прежнем уровне. Если брать узкий сегмент анимационных компаний, работающих с полнометражными мультфильмами, то у них тоже всё будет хорошо, считает он. Люди перестали уезжать на время отпусков и каникул, а занимать свой досуг чем-то надо. Самое простое решение – сходить всей семьей в кино на новый мультфильм.