Накопительный эффект
После 1 июля 2022 года количество россиян, получающих пенсии по линии Пенсионного фонда России (ПФР), начнет сокращаться. Все потому, что естественная убыль (по причине смертности) не будет компенсироваться массовым притоком новых пенсионеров. Мужчины и женщины, родившиеся в 1961-м и 1966-м соответственно, приобретут право выйти на заслуженный отдых только в 2024 году.
Это можно назвать третьим этапом реформы, стартовавшей в январе 2019 года. Первоначально пенсионный возраст был увеличен почти символически – на шесть месяцев (для мужчин – до 60,5 года, для женщин – до 55,5 года). На втором этапе – на полтора года (для мужчин – до 61,5 года, для женщин – до 56,5 года). Сейчас «финишная черта» отодвинута уже на три года (для мужчин – до 63 лет, для женщин – до 58 лет).
В дальнейшем россиян ожидает еще два повышения. В 2026 году страховую пенсию по старости смогут оформить мужчины после достижения возраста 64 лет, а женщины – 59 лет. В 2028 году переходный период закончится, и тогда мужчины начнут уходить на заслуженный отдых с 65 лет, женщины – с 60 лет.
«Многоходовка» потребовалась для того, чтобы смягчить последствия реформы пенсионной системы для рожденных в конце 50-х и первой половине 60-х годов прошлого века. За счет пожилых людей, удержав их на рынке труда на несколько лет, государство в среднесрочной перспективе пытается решить сразу несколько задач. В частности, сэкономить деньги для повышения выплат неработающим пенсионерам.
Предусматривался рост среднего размера пенсий – до 20 тыс. рублей за пять лет (примерно на 1 тыс. рублей в год). Заявленную цель нельзя считать достигнутой. Хотя после индексации на 10%, проведенной 1 июня текущего года, средняя страховая пенсия по старости и составила 19 360 рублей, но инфляция «съела» большую часть прибавки, соответственно, покупательная способность рубля тоже снизилась.
Потери от заморозки: почему работающим пенсионерам недоплачивают 6–7 тысяч рублей
То есть говорить о значимом росте доходов представителей серебряного возраста некорректно. При этом нельзя забывать о почти восьми миллионах работающих пенсионеров, которые с 2016 года поражены в правах: индексация их пенсий на уровень инфляции все это время заморожена. В среднем сегодня им недоплачивают по 5–6 тыс. рублей в месяц.
Авторы пенсионной реформы рассчитывали в том числе сократить дефицит бюджета ПФР, который в 2018-м составил почти 160 млрд рублей. С этим тоже не все вышло удачно. Несмотря на то, что численность получателей страховых пенсий сократилась с 40,1 млн до 38 млн, «кассовый разрыв» вырос почти в три раза. В 2021-м дефицит достиг 494,8 млрд рублей. Возможно, ситуация несколько улучшится к 2028 году, когда, согласно актуарному моделированию, на «балансе» ПФР останется 31,7 млн человек, получающих страховые пенсии.
Отсрочка платежа и ее последствия
Результаты первых этапов реформы не оправдывают ожиданий. Неудивительно, что в экспертном сообществе нет единства взглядов на происходящее. Одни рассматривают повышение пенсионного возраста как основной и безальтернативный способ ликвидации застарелых проблем ПФР, тогда как другие уверены, что можно ожидать лишь краткосрочного положительного эффекта, а в отдаленной перспективе не избежать повторения кризиса.
Дефицит пенсионного бюджета – прямое следствие разбалансированности доходов и расходов ведомства. Определяющую роль в данном случае играют внешние факторы – социально-демографические и экономические. К ним правомерно отнести сохраняющиеся нестраховые элементы пенсионной системы РФ, ограниченные источники финансирования, институт досрочных пенсий для отдельных категорий граждан, валоризацию и т.д.
Освободившиеся после объединения ПФР и ФСС деньги направят на повышение пенсий
В результате руководство ПФР оказывается не способным сбалансировать ведомственный бюджет. От банкротства спасает государство межбюджетными трансфертами. Практика продолжается и после начала реформы. Изначально на 2022 год на эти цели было предусмотрено 3637,9 млрд рублей, а на плановый период 2023 и 2024 годов – 3757,6 млрд и 3865 млрд рублей соответственно.
Однако после двух рекордных индексаций страховых пенсий в 2022 году (январской – на 8,6% и июньской – на 10%) финансовые потребности выросли. Следовательно, размеры материальной помощи должны быть пересмотрены. С учетом заложенного в плане сокращения доходов ПФР на 2,6% межбюджетный трансферт на покрытие текущего дефицита придется увеличить приблизительно на 40%.
Этот шаг неизбежен, несмотря на полуторагодичную передышку с назначением страховых пенсий по старости на общих основания. Речь примерно о 600 тыс. мужчин и женщин, которые по прежним правилам вышли бы на заслуженный отдых в 2022 году, а теперь смогут сделать это только в 2024-м.
Сказка о потерянных взносах
Экономия, достигаемая за счет повышения пенсионного возраста, растущие обязательства ПФР покрывает лишь в малой степени. Ситуация будет усугубляться – российской экономики предрекают сложные времена. Численность трудоспособного населения уменьшается на протяжении многих лет. По оценке Минэкономразвития, к 2025 году рынок труда, скорее всего, недосчитается около двух миллионов потенциальных работников. Пожилых в итоге станет больше, чем молодежи. Надо понимать, что за этим стоит не только потеря рабочих рук, но и заметное снижение доходов ПФР, ведь застрахованных станет меньше.
Возрастные изменения: подведены предварительные итоги переписи населения
Ко всему прочему, не избежать сокращения количества работающих пенсионеров. Причем резкого – ожидается, что за ближайшие шесть лет их станет на 60% меньше. Если сейчас официально трудоустроен каждый пятый российский пенсионер, то к 2028 году, по прогнозам, только каждый одиннадцатый. Соразмерно уменьшится и отчисление взносов в фонды социального страхования.
Для пожилых людей поздний уход на заслуженный отдых, если разобраться, невыгоден. До реформы у них было несколько лет, в течение которых желающие могли работать, получая одновременно зарплату и пенсию. Кто-то успевал сформировать своего рода персональную подушку безопасности – отложить деньги на старость. Теперь такой возможности нет: сотрудник в возрасте 65+ (при средней продолжительности жизни российских мужчин 68 лет) работодателю малоинтересен.
Институт самозанятых, созданный несколько лет назад, сегодня бурно развивается. На 1 мая, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), насчитывалось 4,8 млн самозанятых – на 800 тыс. больше, чем четырьмя месяцами ранее. Через шесть лет этот показатель может вырасти до 21 млн. С одной стороны, самозанятость способствует выводу из тени рынка труда, но с другой – лишает бюджет ПФР части доходов.
Если за граждан, работающих по трудовому договору, пенсионные взносы в размере 22% от зарплаты перечисляет предприятие, а индивидуальные предприниматели (ИП) платят за себя (на 2022 год установлена фиксированная сумма взносов – 34 445 рублей), то самозанятые никаких отчислений делать не обязаны. Недобор существенный – в 2028 году он прогнозируется на уровне уже 28%.
По сути дела, это мина замедленного действия, заложенная под солидарную систему пенсионного обеспечения. Ведь многочисленная категория работников сегодня в ней не участвует. Между тем социальная пенсия, по действующему законодательству, гарантирована каждому гражданину. До 2019 года мужчины могли ее оформить в 60 лет, женщины – в 55, с 2028 года – в 65 и 60 лет соответственно. Если политика в отношении самозанятых не поменяется, то дыра в бюджете ПФР будет год от года увеличиваться. Закрывать ее опять придется государству.
Автор – профессор Академии труда и социальных отношений (ОУП ВПО «АТиСО»)