Если вы оптимист, то чего-то не замечаете
Минэкономразвития вышло с новым трехлетним прогнозом на 2017–2019 годы, который существенно лучше январского варианта. Думаете, Алексей Улюкаев нашел наконец рецепт выхода из кризиса? Ничего подобного.
Главный источник оптимизма МЭР – рост цен на нефть, которые за февраль–март отскочили от минимумов и уже 3 недели стоят в районе 40 долл./барр. Но, в отличие от МЭР, из этого факта ЦБР сделал вывод о том, что вскоре цены упадут и надолго задержатся ниже 30 (30 – его среднегодовой прогноз на 2016 год), а МЭР использовало как раз цифру 40 долл./барр. на 2016 год.
Еще Улюкаева вдохновило отсутствие нового витка спада в начале 2016-го. Хотя скрытый спад очевиден, стабильность – всего лишь эффект високосного года: в феврале на 1 рабочий день (5% рабочего времени) больше, чем в прошлом году.
Прогноз на 2016 год: спад ВВП 0,3% (вместо 0,8% по январскому прогнозу и роста на 0,7% по прогнозу, заложенному в бюджет‑2016), инфляция 7% (8,5% и 6,4% соответственно), курс рубля 67,4 (против 68,2 и 63,3). Как видим, оптимизма с января прибавилось, хотя по сравнению с бюджетным прогнозом это все еще пессимизм. Правда, оптимизм МЭР всего лишь отражает текущую конъюнктуру мировых рынков и ничего более. Никакой активной антикризисной политики российских властей не предполагается, как не предполагалось ее и раньше.
В перспективе трех лет цены на нефть вырастут до 50 долл./барр., экономический рост начнется с 2017 года, инфляция в 2018‑м вопреки целям ЦБР (4%) упадет только до 5,2%, рубль будет из года в год укрепляться до 56,7 за доллар в 2019 году, дефицит бюджета будет снижаться каждый год по 1% и к
2019-му бюджет сбалансируется. Кризис займет 5 лет, и на докризисный уровень (2014 года) страна выйдет в 2019-м. Вероятно, именно так и была поставлена задача разработчикам прогноза – чтобы где-то вдалеке был виден свет в конце тоннеля.
Оказывается, быть «либералом» а-ля Улюкаев в современной России очень легко – надо просто ничего не делать в расчете, что все само собой рассосется (типа «невидимой рукой рынка»). Очень своеобразное понимание либерализма...
Такая разная металлургия
Премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание в Перми по развитию металлургии в стране. Он констатировал сокращение производства в отрасли из-за низкого внутреннего спроса, закрытия многих внешних рынков и падения мировых цен на металлы (в декабре 2015 года по отношению к декабрю 2014 года по основным черным металлам падение составило до 40%, по алюминию – до 20% с лишним, по меди – 28%, по никелю – до 45%). При этом порадовался росту трубной индустрии (за последние 5 лет – на четверть). Еще бы, при таких масштабных проектах строительства новых трубопроводов!
Медведев спросил у металлургов, что надо делать государству в отрасли. И услышал ответы, которые его, наверное, удивили.
Алексей Мордашов («Северсталь») назвал политику господдержки в черной металлургии разными нехорошими словами, чтобы не обидеть, но дать понять, что ее надо менять: «нездоровой», «нерациональной», «бессмысленной тратой средств», «нужно прекращать». В самом деле, господдержка создания новых производственных мощностей в условиях падения спроса и недозагрузки действующих выглядит именно такой. Господдержка создает новые мощности, которые и так избыточны. Это не просто неэффективно. Мордашов мог бы сказать и точнее: это вредит отрасли и загоняет ее еще глубже в кризис. Совершенно типичная на самом деле история для нашего правительства, которое не понимает, как бороться с кризисом.
Мордашов рассказал, куда господдержку надо бы направить: прежде всего на борьбу с протекционистскими и антидемпинговыми мерами США, ЕС, Турции, Индии средствами ВТО. Второе, очень последовательно предложил Мордашов, – это усиление нашего протекционизма, защита внутреннего рынка, быстрое принятие антидемпинговых мер против других стран.
Мордашов обратил внимание на свободные экономические зоны, которые стали «дырой» для обхода антидемпинговых мер, введенных Россией. Его не поддержал Олег Дерипаска («Русал»), который настаивал на развитии особых экономических зон (продукция цветной металлургии идет в основном на экспорт). Еще Дерипаска просил денег (кредитов и госгарантий) на развитие отрасли и снижение бюрократии.
Какие выводы для себя сделал Медведев – непонятно, он ограничился простым «спасибо».
Украина в поисках правильного премьера
Президент Украины Петр Порошенко позавтракал в Вашингтоне с вице-президентом США Джозефом Байденом. Порошенко добился от него ритуальных фраз о необходимости продолжения санкций против России до полного выполнения Москвой минских договоренностей и получил $335 млн на реформирование украинской армии и систем безопасности. В ответ Порошенко услышал от Байдена заявление о том, что Украина получит третий транш кредитных гарантий ($1 млрд) и помощь международных финансовых институтов только после завершения правительственного кризиса в стране и формирования нового правительства, ориентированного на реформы и сотрудничество с МВФ. Довольно жесткая, но вполне логичная позиция, США хотят понимать, кому дают деньги и на что они будут потрачены.
Правительственный кризис на Украине продолжается уже 2 месяца (хотя его можно считать и перманентным). Премьер Украины Арсений Яценюк, несмотря на давление и откровенный троллинг, вовсе не собирается в отставку и проявляет готовность идти на любые коалиции под своим началом, но оппозиция хочет избавиться от него. На кресло премьера претендуют двое: министр финансов Наталья Яресько и председатель Верховной рады Украины Владимир Гройсман. Яресько родилась в США в семье украинских эмигрантов, гражданство Украины получила в конце 2014 года, ориентирована на Запад и МВФ. Гройсман до прихода в ВР был вице-премьером у Яценюка. В июле 2014‑го он уже побыл 7 дней на посту премьера, но тогда Яценюка сбросить не смог. Байден явно намекал на американку Яресько.
Подарок к выборам
7500 руб. составит минимальный размер оплаты труда с 1 июля, пообещал премьер Дмитрий Медведев. Позорно низкий МРОТ вырастет в России сразу на 21% и потребует расходов в 6 млрд. руб. из бюджетов всех уровней. Правда, министр труда Максим Топилин объяснил, что дополнительного финансирования не потребуется. Так почему же тогда МРОТ не повысили раньше? Скорее всего, правильный ответ – приберегали «щедрый подарок» к избирательной кампании в Госдуму. Ведь лидер «Единой России» – глава правительства Медведев. Хоть какая-то польза от политики.