Профиль

Национализации не будет: депутаты предложили свой вариант сохранения иностранных компаний в РФ

Группа депутатов-единороссов внесла в Госдуму законопроект о сохранении бизнеса значимых иностранных компаний в России, даже если те прекратили или приостановили свою деятельность в стране после 24 февраля 2022 года. От идеи национализации парламентарии отказались и теперь предлагают назначать в компании другое руководство и лишь в крайнем варианте продавать бизнес заинтересованным инвесторам, в том числе и государству.

Закрытый магазин

©Майя Жинкина/Коммерсантъ/Vostock Photo
Содержание:

В начале марта крупные иностранные компании стали заявлять о приостановке своей работы в России. В ответ в парламенте пригрозили иностранцам национализацией их компаний. Минэкономразвития месяц назад подготовило законопроект «О внешней администрации по управлению организацией», который позволял перехватывать контроль над уходящими с российского рынка компаниями и продавать их бизнес либо государству, либо заинтересованному инвестору. Однако правительство этот документ в Госдуму так и не внесло.

Просто так не уйти: иностранным компаниям готовят внешнее управление и продажу

Зато проект с аналогичным названием и местами идентичным содержанием в апреле внесли в Госдуму четверо депутатов от «Единой России» – Анатолий Выборный, Михаил Старшинов, Виктор Водолацкий и Олег Матвейчев. Их проект отличается более детальным описанием круга организаций, к которым могут быть применены меры со стороны государства, а также большей вариативностью последствий такого внимания – он предусматривает не только продажу бизнеса, но и возможность передачи бизнеса в доверительное управление и смену директора. Именно за отсутствие таких опций в марте Российский союз промышленников и предпринимателей критиковал проект Минэкономразвития.

«Мы должны защитить интересы наших граждан и сохранить рабочие места. Хотим сделать процесс введения внешнего управления понятным для всех», – сказал Михаил Старшинов. По его словам, проект – первый шаг к тому, чтобы процедура введения внешнего управления стала цивилизованной.

В поддержку идеи внешнего управления высказался 13 апреля и Андрей Белоусов в ходе выступления в Совете Федерации. О самом законопроекте он высказался осторожнее, подчеркнув, что нужно посмотреть, какие там предложены процедуры и детали.

Какие компании попадут под внешнее управление

В поле зрения чиновников попадут организации, не менее чем на 25% принадлежащие иностранцам из недружественных стран, которых уже почти пять десятков (США, страны Евросоюза и т.д.). Но в отличие от Минэкономразвития депутаты оговорили дополнительный критерий: одновременно компании должны иметь «существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан» в России. Таковыми предлагается считать, например, производителей социально значимых и товаров первой необходимости, единственных поставщиков не имеющей российских аналогов продукции, градообразующие предприятия, организации, закрытие которых чревато экологическими и техногенными катастрофами, а также ростом цен на социально значимые товары и услуги. Но специальная межведомственная комиссия при Минэкономразвития сможет причислять к значимым и иные компании.

В эту комиссию смогут обращаться губернаторы и профильные министерства с просьбами решить судьбу той или иной организации, засобиравшейся на выход из России. С учетом позиции комиссии обращаться в Арбитражный суд Москвы за назначением внешнего управления в компаниях будет Федеральная налоговая служба (ФНС).

Это будет возможно в трех случаях, два из которых называло Минэкономразвития. Это ситуации, когда бывшее руководство компании фактически бросило ее и уехало из России после 24 февраля либо публично заявило о прекращении ее работы «в отсутствие для этого очевидных экономических оснований». Депутаты предложили разрешить перехватывать контроль за предприятием еще и в случае, когда у предприятия упали объемы производства или продажи, например, выручка за последние три месяца сократилась на 30%.

Варианты контроля за иностранной структурой

Суд оперативно – за пять–семь рабочих дней – сможет назначить нового руководителя в компанию либо передать акции, доли иностранцев в доверительное управление на 18 месяцев с возможностью пролонгации на такой же срок. Эту работу будет выполнять госкорпорация ВЭБ.РФ или иная структура, которую выберет межведомственная комиссия.

Минпромторг разработал запасной план на случай ухода иностранных компаний из РФ

При этом иностранные собственники, у которых под контролем более половины компании, могут предотвратить такое развитие событий, если сообщат о планах возобновить деятельность организации или продать, передать в доверительное управление свою долю в бизнесе. Впрочем, такой опцией иностранные структуры уже начинают пользоваться: немецкий ритейлер OBI готовится к продаже российского бизнеса, а до сделки сеть будет передана в доверительное управление.

Вариант Минэкономразвития предусматривал обязательную продажу компании с торгов после полугода действия внешней администрации. В законопроекте депутатов реализация бизнеса тоже предусмотрена, но не является обязательной. В нем указано, что государство будет искать стороннего инвестора-покупателя, преимущественное право покупки будет у выполнявшей функции внешнего управления структуры. Покупатель будет обязан сохранить не менее двух третей трудового коллектива и не менее года продолжать деятельность старой организации.

Однако если покупателя не будет, то бизнес выкупит государство по минимальной цене – цене активов предприятия. В проекте не говорится про обязанность государства сохранить деятельность компании и ее коллектив.

Какие риски существуют для бизнеса

Эксперты считают, что проект депутатов больше отвечает запросам крупного бизнеса, чем предыдущий вариант от Минэкономразвития, но все равно не лишен недостатков. В первую очередь их настораживает открытый перечень ситуаций, когда будет применяться новый закон.

Прививка от банкротства: компаниям и гражданам дадут полгода на адаптацию к новым реалиям

«Основания для введения внешней администрации настолько широки и вариативны, что при желании государство может ввести внешнюю администрацию практически в любой организации с иностранным участием», – считает старший партнер юрфирмы Intellect Роман Речкин.

«Как в части критериев существенно значимых компаний, так и в части оснований введения внешней администрации большая степень дискреции сохраняется за правоприменителем, что вызывает определенные опасения», – говорит управляющий партнер юрфирмы «Арбитраж.ру», исполнительный директор Банкротного клуба Даниил Савченко. По его мнению, вероятно, исключить возможные «эксцессы исполнителя» на каждой стадии призван предложенный фильтр при принятии решения: руководитель отраслевого федерального органа исполнительной власти или глава субъекта РФ – межведомственная комиссия при Минэкономразвития – ФНС – суд.

Во-вторых, эксперты обращают внимание на сжатые сроки принятия решения – у суда на это будет 5–7 рабочих дней. Руководитель практики «Реструктуризация и банкротство» коллегии адвокатов «Регионсервис» Павел Кирсанов указывает, что суду придется в очень короткие сроки вникнуть в детали деятельности зачастую очень крупного предприятия. «В связи с этим есть риск, что суд в большинстве случаев будет руководствоваться позицией, изложенной в решении межведомственной комиссии», – опасается он.

Кроме того, критикуют проект закона и за отсутствие понятных непротиворечивых целей. «Проект по-прежнему содержит набор разнородных процедур, при этом внешнее управление – это, по общему правилу, реабилитирующая процедура, а замещение активов, принудительная ликвидация и конкурсное производство – процедуры ликвидационные. Исходя из этого, неясно, чего мы хотим добиться принятием данного закона – сохранить бизнес или ликвидировать его», – рассуждает Роман Речкин.

Цель проекта – обеспечить финансовую стабильность государства, сохранить предприятия, полагает управляющий партнер адвокатской конторы «Бородин и партнеры» Сергей Бородин. По его мнению, на первый взгляд проект обладает довольно «стабилизирующим» эффектом для экономики и преследует разумные цели. «Однако, с учетом сложившихся бизнес-реалий, на практике может привести к тому, что будет являться лишь механизмом установления контроля над иностранной организацией исключительно для дальнейшей перепродажи активов "в моменте"», – опасается он.

Кроме того, Бородин напоминает, что бизнес зависит от логистики, технологий, сотрудничества с контрагентами, в том числе и зарубежными. А потому восстановление деятельности до уровня прежних оборотов и стандартов займет довольно продолжительный период времени, а в некоторых случаях может стать и невозможным.

Самое читаемое
Exit mobile version