Картель по предварительному сговору
В сфере госзакупок очередной громкий скандал. Как сообщила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), раскрыт картельный сговор поставщиков оборудования для строительства железнодорожной инфраструктуры. Контракты заключались в том числе в рамках реализации статусных проектов развития БАМа и Транссиба.
ФАС признала, что ООО «БалтЭнергоКомплект-XXI ВЕК», ООО «КС Комплект», ООО «Электротехимпорт», ООО «Балтийская Инжиниринговая Компания» и ООО «ЖелДорКомплект-СПБ» нарушили антимонопольное законодательство. Общая сумма начальных (максимальных) цен по контрактам составила порядка 2,8 млрд руб.
«Компании заключили и реализовали картельное соглашение с целью поддержания цен при проведении 33 торгов на поставку инженерного, технологического и иного оборудования и товаров на объекты строительства железнодорожной инфраструктуры ОАО "РЖД" и иных заказчиков», – говорится в сообщении ФАС.
Нарушителям грозят не только внушительные оборотные штрафы в соответствии с КоАП РФ. Материалы антимонопольного дела ФАС намерена передать в правоохранительные органы, которые примут решение относительно возбуждения уголовного дела.
Так что перед участниками картельного сговора открывается судебная перспектива. Уместно напомнить, что за нарушение антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (недопущение, ограничение или устранение конкуренции) предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.
Как подрядчики играют в монополию
К сожалению, суровость законов далеко не всегда действует отрезвляюще, что подтверждают результаты работы Счетной палаты РФ. В июне прошлого года контрольное ведомство опубликовало материалы проверки системы госзакупок в 2020 году. Аудиторы в общей сложности выявили порядка 25 тыс. нарушений антимонопольного законодательства на 18,8 млрд руб.
Среди причин злоупотреблений – низкий уровень конкуренции. На один лот в среднем приходилось три исполнителя, а в некоторых случаях круг претендентов вообще был ограничен одним подрядчиком. Это стало нормой – неконкурентный сектор госзакупок за четыре года вырос с 57,1 до 74,1%. Чем выше начальная цена контракта, тем меньше желающих за него побороться. Результат – система госзакупок в меньшей степени обеспечивает экономию бюджетных средств. Так, при закупках до 10 млн руб. экономия в среднем достигает 14%, а когда цена вопроса превышает 100 млн руб., экономия бывает символической – всего 1,98%, говорится в отчете Счетной палаты.
Действительно, реалии таковы, что до участия в торгах часто допускают подрядчиков с неоднозначной репутацией на рынке. Например, недавно журнал «Компания» написал об ООО «Современные системы реновации» (ССР), предлагающей услуги в проектировании, строительстве и реконструкции инженерных сетей для городов и частных объектов. Организация за последние восемь лет выиграла десятки тендеров, во многих случаях она являлась единственным подрядчиком.
ССР, как правило, удается получить выгодные контракты, стоимость которых в дальнейшем увеличивается. Один из крупных проектов, реализованных за последние годы, – строительство в Крыму Бештерек-Зуйского водозабора. Объект коммунальной инфраструктуры включен в Федеральную целевую программу социально-экономического развития республики.
В условиях водной блокады полуострова со стороны Украины стояла задача обеспечить водоснабжение Симферополя. Поскольку ССР была единственным участником торгов, то ей и достался госзаказ на несколько миллиардов рублей.
Контракт предполагал, в частности, проведение капитального ремонта водопровода и бурение 11 артезианских скважин. Мало того что компания выполнила часть работ с недоделками, так еще и их стоимость, как теперь выясняется, может вырасти примерно на 200 млн руб. В общем, крымский контракт ССР – яркий пример, доказывающий вред отсутствия конкуренции в государственных и муниципальных закупках.
Нет конкуренции – нет экономии
Независимые эксперты подтверждают – в нынешнем виде система госзакупок не в полной мере выполняет свои функции. По словам доцента, замруководителя департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Дарьи Швандар, после кризиса 2008–2010 годов государство взяло курс на создание конкурентной среды. Весной 2013 года был принят закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако чиновники нашли «лазейки» в законах и организации процесса, что позволяет пренебрегать основными принципами конкуренции – равенство всех участников и свободный вход на рынок. Именно поэтому доля крупных поставщиков, исполнителей, подрядчиков резко увеличилась, превысив 50%, а существенной экономии бюджетных средств добиться не получается.
Вне конкурса: Счетная палата заявила о росте нарушений при госзакупках
«В каких-то особых случаях, наверное, это обосновано, но не должно приобретать массовый характер. Впрочем, коррупция и нарушения антимонопольного законодательства в госзакупках – общемировая проблема, с которой страны борются по-разному», – отметила Дарья Швандар.
Задачу пытаются решить и власти РФ. В частности, отбор поставщика, исполнителя или субподрядчика перенесен в цифровое пространство. Но не все требования кажутся обоснованными. Например, на первом месте при определении победителя госзакупки – минимальная цена. Хотя если подрядчик единственный, то это условие превращается в формальность, продолжила эксперт.
Неудивительно, что заказчик нередко получает товары и услуги, качество которых не отвечает современным требованиям. Проблему можно решить, изменив статус критериев в цифровой системе госзаказа, а также предусмотрев обязательный промежуточный контроль над работой подрядчика, полагает Дарья Швандар.
Законодательство в сфере защиты конкуренции в контрактной системе нуждается в дальнейшей настройке. Закон о госзакупках менялся уже дважды, но вопросы к нему остаются. Как показывает практика, бизнес по-прежнему вынужден защищать права в ФАС или в суде, говорит ответственный секретарь Ассоциации юристов России Андрей Моисеев.
Вместе с тем государство часто сознательно ограничивает конкуренцию, благодаря чему расширяется практика госзакупок с единственным участником. Делается это под предлогом поддержки отечественной экономики в период кризиса. Так, во время пандемии COVID-19 правительство утвердило перечень системообразующих организаций. И этот документ до сих пор действует.
Выходит, когда на кону поддержка ведущих предприятий, то конкуренция отходит на второй план. Между тем именно этот инструмент обеспечивает рост качества товаров и услуг, справедливую цену, подчеркнул Андрей Моисеев.
«Распространенная в системе госзакупок коррупционная схема – заказчик умышленно включает жесткие требования, под которые подходит только конкретный участник. В результате еще до начала конкурсных процедур выбывают конкуренты и остается единственный подрядчик», – считает доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Наталья Свечникова.
В отдельных случаях законом такая возможность предусмотрена. Более того, законодательство в данном направлении продолжает развиваться, чтобы минимизировать эффект антироссийских санкций. Например, сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предполагающий делегировать регионам право осуществлять закупки лекарственных препаратов у единственного поставщика, напомнила эксперт.
Надо понимать, что такие решения носят вынужденный характер. Они должны подкрепляться мерами, которые бы сводили к минимуму негатив. Например, можно ограничить количество субподрядчиков, исполняющих контракты, заключенных с единственным поставщиком. Без этого сложно обеспечить должное качество работ и услуг, уверена Наталья Свечникова.