- Состояние рынка: в плену у импорта
- Влияние пандемии на индустрию: удар по малым и средним
- Главные проблемы: сырье и кадры
- Конкуренция с иностранцами: можно, но сложно
Состояние рынка: в плену у импорта
Объем российского рынка одежды и обуви в 2020 году рухнул на 25%, до 1,7 трлн руб., подсчитывали аналитики Fashion Consulting Group. Ожидается, что по итогам 2021-го он прибавит 8–9% и превысит 1,8 трлн руб. Несмотря на позитивный тренд, это едва ли в корне изменит ситуацию. На массовые поставки качественной и относительно недорогой одежды от российских производителей рассчитывать пока не приходится. Отечественная легкая промышленность и до пандемии находилась в сложном положении: она не могла тягаться с импортом.
В «Стратегии развития» отрасли до 2035 года говорится, что зависимость от импорта наблюдается по всем видам одежды. Российские производители одежды доминируют лишь в тех секторах, где не нужны дизайнерские компетенции.
Сегодня успешно развиваются те компании, которые размещают заказы в Китае и других странах, отмечает руководитель якутского концерна «Сахабулт» (специализируется на выпуске одежды и обуви из меха и кожи) Аксиния Шишигина. У таких предприятий есть доступ к современным технологиям, материалам и дизайнам. «Местные производители ограничены многими факторами: финансовыми, налоговыми, кадровыми, сырьем и материалами. А в пандемию помощи компаниям из легпрома и предприятиям-продавцам не оказали», – говорит она.
Основательница Anse (бренд экошуб) Мария Кошкина оценивает уровень развития российских производителей одежды на 3 из 10. Среди прочего, по ее мнению, им мешает невозможность отшить небольшие тестовые партии за приемлемую цену. «С большой вероятностью бренд не найдет производство, которое согласится сделать пробную партию за разумные деньги», – комментирует она.
«Честно признаться, особенного развития отечественных брендов я не наблюдаю. Хочу подчеркнуть, что речь именно про развитие. Переход из офлайна в онлайн к этому не относится», – рассказывает CEO Shopping Live (телеканал о шопинге) Мария Островская. Большие русские бренды, продолжает она, на фоне западных выглядят «устаревшими и усталыми». А малые хоть и появляются, но остаются слабыми в создании продукта. Эксперт отмечает, что чаще всего они идут по простому пути: берут тренд и копируют.
Влияние пандемии на индустрию: удар по малым и средним
Пандемия существенно повлияла на небольших производителей одежды и обуви как в России, так и во всем мире, констатирует эксперт Bain & Company по рынку товаров класса люкс Ирина Куликова. Это влияние прослеживается по двум направлениям.
Изменение в потребительском спросе. Из-за удаленки и снижения социальной активности выросла потребность в комфортной одежде для дома. Офисная одежда при этом стала менее востребованной.
Проблемы с поставками материалов. Многие российские бренды столкнулись с тем, что их заказы, например, в Италии или Китае заморозили. Это ударило по малым компаниям, у которых нет подушки безопасности. Но хуже всего пришлось средним брендам. В кризис именно они страдают сильнее всего: люксовый сегмент менее подвижен и сосредоточен на самых состоятельных покупателях, а массовый – «подбирает клиентов» у средних брендов.
«Проблемы, связанные с закрытыми границами, растущими тарифами на логистические услуги, энергетическим кризисом в Китае, продолжают оказывать давление на российские бренды одежды и обуви», – говорит Куликова.
Не хватает денег: почему кредиты и поддержка государства не спасают малый бизнес
Аксиния Шишигина из «Сахабулт» признает, что в 2020 году продажи упали на 30%, а по итогам 2021-го выйти на рентабельные объемы не получится – выросла стоимость сырья и материалов. «Мы не можем увеличить цены на товары. Если бы не помощь от учредителя, то, скорее всего, закрылись бы. Помощь от государства не получили – ОКВЭД (классификатор видов экономической деятельности. Правительство утверждало меры поддержки с учетом ОКВЭД. – «Профиль») не подошел», – объясняет она.
Кроме того, производители страдают от многочисленных проверок и высокой налоговой нагрузки. По словам Шишигиной, последнее противопожарное предписание стоило предприятию месячной выручки.
С другой стороны, пандемия способствовала развитию некоторых молодых брендов, утверждает CEO Freestylo (сервис по подбору образов) Анастасия Таамазян. Дело в том, что онлайн-покупки стали привычнее и удобнее. Потребители все чаще приобретают одежду на маркетплейсах или через соцсети. «Это дает молодым брендам возможность выйти на большую аудиторию без необходимости тратить деньги на открытие точек продаж», – комментирует Таамазян.
Главные проблемы: сырье и кадры
Ключевой проблемой российской легкой промышленности остается дефицит качественного сырья и опытных кадров. Это мешает дизайнерам и производителям создать хотя бы пробную партию продукции.
В России нет достойных предложений по сырью и особенно по фурнитуре, говорит исполнительный директор Fetiche (российский бренд сумок и аксессуаров) Анастасия Андреюшкина. «Хороший выбор эксклюзивной фурнитуры можно найти в Италии, Турции, Китае и Японии», – перечисляет она.
На всевозможных выставках продаются фурнитура и ткани под российскими названиями, но сделанные в Китае или Индии, рассказывает Аксиния Шишигина. «Потому что легче купить в Китае и продать в России, чем заморачиваться производить здесь», – поясняет она. Действительно, подтверждает Ирина Куликова, большинство российских дизайнеров используют привозные ткани и фурнитуру из Италии, Китая, Турции и других стран.
Подвержены риску: почему на рынке труда сегодня так мало молодежи
«Но с точки зрения производства основная проблема на сегодняшний день – это квалифицированные кадры», – считает эксперт. Как объясняет Куликова, в КНР миллионы людей работают на швейных фабриках, производство поставлено на поток. В Италии есть ремесленники, способные работать с дорогими тканями и делать качественную обувь. В России всего этого нет. А редкие качественные производства, способные выполнять небольшие заказы и сложные работы – например, обрабатывать кожу, – обеспечены заказами на месяцы вперед.
Отсутствие кадров – самая большая проблема, соглашается основатель бренда детской одежды Zhanna&Anna Жанна Казанская. На производствах в основном работают женщины 50–60 лет, молодые люди не идут в профессию. Очень сложно найти портных, еще сложнее – конструкторов одежды, говорит она.
На российских фабриках теперь работать фактически некому, добавляет руководитель российского бренда домашней одежды Nicole Home Ирина Белюшина. Пандемия лишь усугубила проблему дефицита кадров: большая часть работников была из стран ближнего зарубежья, и им пришлось вернуться домой.
Конкуренция с иностранцами: можно, но сложно
Многие российские бренды могут составить конкуренцию зарубежным по качеству и дизайну, уверена Ирина Куликова. «С помощью онлайна можно дотянуться и до потребителей в других странах. Но это вопрос ресурсов. Для нераскрученного молодого бренда найти свою аудиторию непросто», – признает эксперт.
Мария Островская не согласна с такой оценкой. По ее словам, в России нет хороших школ дизайна и инфраструктуры создания продукта, чтобы отечественные бренды могли конкурировать с зарубежными.
Среди самих предпринимателей единого мнения по этому поводу тоже нет. Например, в «Сахабулт» полагают, что потенциально конкурировать с иностранными брендами можно. Но необходима поддержка по линии Минсельхоза, Минпромторга и даже Минкультуры, чтобы продвигать отечественных производителей.
Мария Кошкина из Anse считает, что говорить о возможности конкуренции с зарубежными игроками сегодня рано. Но это связано не с отсутствием талантов у российских производителей, а с общим экономическим климатом, который мешает вести в стране малый бизнес.