Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Незаметно, но с выгодой: как выстраивают бизнес иностранные компании, оставшиеся в России

Создалось впечатление, что в 2022–2023 годах подавляющее большинство западных компаний ушло из нашей страны. На самом деле это далеко не так. Как выяснили специалисты аналитической компании Kept, за последние три года РФ покинуло 62% крупных предприятий из недружественных государств. Остальные по сей день продолжают работать на российском рынке. Это примерно 115 компаний с активами, превышающими миллиард рублей. Их прибыль растет.

Промышленные альпинисты моют вывеску магазина Ашан

©Алексей Белкин/NEWS.ru/TACC
Содержание:

Не то уйти, не то остаться

Среди тех, кто решил попрощаться с Российской Федерацией, преобладали представители Северной Европы – их доля в статистике Kept составила внушительные 94%. В списке свернувших бизнес также были компании из США, Канады и Великобритании. В то же время около 80% фирм из Италии и Бельгии сохранили свое присутствие в РФ, а некоторые даже расширили его. В нашей стране продолжила работать половина австрийских компаний и более 60% швейцарских.

«Это объясняется исторически сложившимися экономическими связями, наличием производственных мощностей и развитых логистических цепочек, а также более гибким подходом к санкциям. Многие фирмы адаптировались, изменив структуру собственности или бренды, чтобы снизить риски и сохранить бизнес», – пояснил «Профилю» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. По его словам, компании, оставшиеся в РФ, руководствовались прагматичными соображениями, такими как значительная доля выручки от российского рынка, высокая стоимость и сложность полного выхода, обязательства перед партнерами и своими сотрудниками.

Выгодная покупка: как сегодня живут бывшие российские "дочки" зарубежных компаний

Как заявлял недавно глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, американский бизнес потерял более $300 млрд за три года, уйдя с нашего рынка.

В 2024-м в России вступили в силу ужесточенные нормативные требования, предусматривающие повышение минимального дисконта при продаже активов до 60% и увеличение размера взноса в бюджет до 35% от стоимости сделки. Изменения привели к тому, что лишь небольшая часть компаний, откладывавших уход из РФ в 2022–2023 годах, смогла реализовать его позднее.

По мнению экспертов Kept, западные регуляторы и сами затруднили этот процесс. Компании просто не смогли осуществить необходимые для выхода с российского рынка финансовые операции, поскольку усилилось давление на международные банки, работающие в нашей стране, вплоть до требований ограничить или полностью остановить трансграничные платежи. А именно в таких банках у западных компаний преимущественно были счета. Поэтому выгодно продать бизнес или активы им оказалось сложно или вовсе невозможно. Кроме того, Запад расширил перечень российских банков, подпадающих под санкции. В результате привычные способы оплаты оказались недоступны и для потенциальных покупателей зарубежных активов, что заставило их прибегать к более сложным и рискованным альтернативам, таким как платежи через банки СНГ или услуги платежных агентов.

В России в основном остались компании, работающие в сфере пищевой промышленности, фармацевтики, розничной торговли и производства непродовольственных потребительских товаров, отмечает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Среди наиболее заметных примеров – Procter & Gamble, Unilever, Johnson & Johnson, Nestlе, Mars, Philip Morris, Auchan.

Лекарства вне запретов

Ушедших западных фармпроизводителей единицы, так как санкционные ограничения не затронули медицину и другие сферы, имеющие гуманитарное значение. Продолжают свою работу Bayer, Novartis, Sanofi, AstraZeneca, Abbott Laboratories, Pfizer, Gedeon Richter и Servier. За период с 2020 по 2024 год «иностранцы» даже зарегистрировали более 120 новых оригинальных препаратов (химических и биологических), а также около 250 воспроизведенных и биоподобных лекарств и новых лекарственных форм. Объем регистраций в 2024-м оказался на уровне показателей 2020 года.

Таблетка под язык: что помогает российской фармацевтической отрасли наращивать производство

Несмотря на стабильность производственных процессов, некоторые глобальные игроки рынка отказались от совместной работы по созданию и тестированию передовых лекарственных средств. Однако в последнее время появилась информация, что они обратились к американскому регулятору с просьбой о помощи в восстановлении прежнего формата сотрудничества с РФ.

Объемы ввозимых лекарств по-прежнему велики. «Доля препаратов из недружественных стран на российском рынке практически не изменилась. В 2021 году на них приходилось 40,3% от суммарного денежного объема и порядка 22,9% от натурального, в 2022-м доля составила 40 и 21,8% соответственно, в 2023-м – 41,4 и 22,2%, в 2024-м – 40,6 и 23,3%. И, наконец, по состоянию на январь – июль 2025 года – 39,9% в денежном выражении и 23,6% в упаковках», – рассказал «Профилю» директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Есть и регионы, откуда медикаменты стали поставляться в значительно больших объемах, отмечает он. Так, Бразилия нарастила экспорт в Россию в 2,7 раза, Китай – в 2,9 раза, Южная Корея – в 2,8 раза.

Сменили стратегию

Несмотря на заявления об уходе, многие компании – производители продуктов и напитков продолжают деятельность на российском рынке, адаптировав свои стратегии. Вместо прямого присутствия под собственными брендами они переориентировались на поставку сырья или производство под новыми марками. Яркий пример – Coca-Cola, которая через дочернюю структуру поставляет основу для напитков российским производителям, что привело к появлению таких брендов, как «Добрый Кола».

Напиток Добрый Кола
©Эмин Джафаров/Коммерсантъ/Vostock Photo

Американская корпорация PepsiCo продолжает выпускать в России молочную продукцию под марками «Чудо», «Домик в деревне», «Ламбер» и детское питание «Агуша». Nestle, несмотря на приостановку выпуска некоторых своих брендов, по-прежнему производит широкий ассортимент товаров, включая Nescafе, «Россия – щедрая душа», Maggi и прочие. Mars и Nestle также являются лидерами на российском рынке кормов для домашних животных, занимая более 70% его объема.

Как российские производители заняли место импортных брендов на рынке зоотоваров

Итальянский производитель пасты Barilla даже расширяет свое присутствие в нашей стране. Фабрики по производству макаронных изделий расположены в подмосковном Солнечногорске и Уфе. В конце августа сообщалось, что Barilla инвестирует почти 0,5 млрд руб. в мельницу, которую строит в Ступино. Завершение работ запланировано на октябрь 2025-го. Ее мощности будут рассчитаны на переработку до 218 тыс. т пшеницы в год. После запуска перерабатывающего комплекса компания планирует ежегодно выпускать до 167 тыс. т высококачественной муки для спагетти и пенне (перья), а также 52 тыс. т пшеничных отрубей.

Финансовые показатели зарубежных продовольственных компаний в России впечатляют. По данным информационно-аналитического агентства INFOLine, в 2024-м выручка PepsiCo выросла на 18% и достигла 359 млрд руб., Nestle – на 15%, до 244 млрд руб., Mars – на 15%, до 209 млрд руб. Оборот компании «Barilla Рус» увеличился в прошлом году на 19,8%, до 15,4 млрд руб., чистая прибыль возросла на 26,2% и составила 1,7 млрд руб.

Бизнес на переводах

Зарубежных кредитных организаций, продолжающих деятельность в России, тоже много. По состоянию на 1 августа текущего года в топ-100 коммерческих банков по величине нетто-активов продолжают находиться: четыре банка с участием японского капитала – Сумитомо Мицуи Рус Банк, Эм-Ю-Эф-Джи Банк (Евразия), МС Банк Рус, Тойота Банк; по два банка с участием иностранного капитала из Италии (ЮниКредит Банк, Банк Интеза), США (Ситибанк, Дж. П. Морган Банк Интернешнл), Австрии (Райффайзенбанк, БМВ Банк); действуют кредитные организации из Нидерландов (ИНГ Банк), Южной Кореи (КЭБ Эйч-Эн-Би Банк), Франции (БНП Париба Банк), Германии (Дойче Банк).

Функционируют и другие банки с иностранным капиталом, такие как Банк Кредит Свисс (Швейцария), Ури Банк (Южная Корея), Мидзухо Банк (Япония).

Райффайзенбанк
©Глеб Щелкунов/Коммерсантъ/Vostock Photo

«Основная причина того, почему эти финансовые компании продолжают свою работу на российском рынке после начала СВО, – распоряжение президента РФ от 26 октября 2022 года, дополняющее указ №520 от 5 августа и запрещающее кредитным организациям, владельцами которых являются граждане и компании из недружественных России стран, сделки с акциями и долями в их капитале, – рассказал "Профилю" ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Ренат Ахметов. – Исключение было сделано только для Голдман Сакс Банк, Натиксис Банк, Эйч-Эс-Би-Си Банк и Джей энд Ти Банк».

В целом вышеперечисленные банки не играют большой роли на рынке. Их доля в общем объеме активов сектора на 1 августа составляет всего 2,8% (5,4 трлн руб.). В кредитовании они занимают 0,5% (580 млрд руб.), а в привлечении средств от населения – и вовсе 0,1% (50 млрд руб.). Тем не менее чистая прибыль кредитных организаций из недружественных стран демонстрирует впечатляющий рост. За период с 2021 по 2024 год она увеличилась втрое – с 44,2 млрд до 135,5 млрд руб.

«Троекратный рост прибыли объясняется размещением свободных высоколиквидных активов на корреспондентские счета других коммерческих банков под высокие процентные ставки, ростом участия в межбанковском кредитовании, а также в комиссионных доходах за обслуживание внешнеторговых операций и конвертацию валют», – пояснил Ренат Ахметов. Прогнозировать поведение западного бизнеса в РФ в ближайшие годы затруднительно, мнения экспертов расходятся. Одни полагают, что многие компании, покинувшие наш рынок, вернутся, а оставшиеся укрепят свои позиции. Другие менее оптимистичны.

Наталья Мильчакова полагает, что в ближайшие пять лет количество компаний из недружественных стран в России может вырасти вдвое. Ярослав Кабаков ожидает обратного: сокращения присутствия зарубежных фирм из-за санкций, политической и экономической неопределенности, а также стремления найти другие рынки. Однако, по его мнению, при улучшении геополитической ситуации некоторые из них могут вернуться.

Самое читаемое
Exit mobile version