Не то уйти, не то остаться
Среди тех, кто решил попрощаться с Российской Федерацией, преобладали представители Северной Европы – их доля в статистике Kept составила внушительные 94%. В списке свернувших бизнес также были компании из США, Канады и Великобритании. В то же время около 80% фирм из Италии и Бельгии сохранили свое присутствие в РФ, а некоторые даже расширили его. В нашей стране продолжила работать половина австрийских компаний и более 60% швейцарских.
«Это объясняется исторически сложившимися экономическими связями, наличием производственных мощностей и развитых логистических цепочек, а также более гибким подходом к санкциям. Многие фирмы адаптировались, изменив структуру собственности или бренды, чтобы снизить риски и сохранить бизнес», – пояснил «Профилю» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. По его словам, компании, оставшиеся в РФ, руководствовались прагматичными соображениями, такими как значительная доля выручки от российского рынка, высокая стоимость и сложность полного выхода, обязательства перед партнерами и своими сотрудниками.
Выгодная покупка: как сегодня живут бывшие российские "дочки" зарубежных компаний
Как заявлял недавно глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, американский бизнес потерял более $300 млрд за три года, уйдя с нашего рынка.
В 2024-м в России вступили в силу ужесточенные нормативные требования, предусматривающие повышение минимального дисконта при продаже активов до 60% и увеличение размера взноса в бюджет до 35% от стоимости сделки. Изменения привели к тому, что лишь небольшая часть компаний, откладывавших уход из РФ в 2022–2023 годах, смогла реализовать его позднее.
По мнению экспертов Kept, западные регуляторы и сами затруднили этот процесс. Компании просто не смогли осуществить необходимые для выхода с российского рынка финансовые операции, поскольку усилилось давление на международные банки, работающие в нашей стране, вплоть до требований ограничить или полностью остановить трансграничные платежи. А именно в таких банках у западных компаний преимущественно были счета. Поэтому выгодно продать бизнес или активы им оказалось сложно или вовсе невозможно. Кроме того, Запад расширил перечень российских банков, подпадающих под санкции. В результате привычные способы оплаты оказались недоступны и для потенциальных покупателей зарубежных активов, что заставило их прибегать к более сложным и рискованным альтернативам, таким как платежи через банки СНГ или услуги платежных агентов.
В России в основном остались компании, работающие в сфере пищевой промышленности, фармацевтики, розничной торговли и производства непродовольственных потребительских товаров, отмечает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Среди наиболее заметных примеров – Procter & Gamble, Unilever, Johnson & Johnson, Nestlе, Mars, Philip Morris, Auchan.
Лекарства вне запретов
Ушедших западных фармпроизводителей единицы, так как санкционные ограничения не затронули медицину и другие сферы, имеющие гуманитарное значение. Продолжают свою работу Bayer, Novartis, Sanofi, AstraZeneca, Abbott Laboratories, Pfizer, Gedeon Richter и Servier. За период с 2020 по 2024 год «иностранцы» даже зарегистрировали более 120 новых оригинальных препаратов (химических и биологических), а также около 250 воспроизведенных и биоподобных лекарств и новых лекарственных форм. Объем регистраций в 2024-м оказался на уровне показателей 2020 года.
Таблетка под язык: что помогает российской фармацевтической отрасли наращивать производство
Несмотря на стабильность производственных процессов, некоторые глобальные игроки рынка отказались от совместной работы по созданию и тестированию передовых лекарственных средств. Однако в последнее время появилась информация, что они обратились к американскому регулятору с просьбой о помощи в восстановлении прежнего формата сотрудничества с РФ.
Объемы ввозимых лекарств по-прежнему велики. «Доля препаратов из недружественных стран на российском рынке практически не изменилась. В 2021 году на них приходилось 40,3% от суммарного денежного объема и порядка 22,9% от натурального, в 2022-м доля составила 40 и 21,8% соответственно, в 2023-м – 41,4 и 22,2%, в 2024-м – 40,6 и 23,3%. И, наконец, по состоянию на январь – июль 2025 года – 39,9% в денежном выражении и 23,6% в упаковках», – рассказал «Профилю» директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Есть и регионы, откуда медикаменты стали поставляться в значительно больших объемах, отмечает он. Так, Бразилия нарастила экспорт в Россию в 2,7 раза, Китай – в 2,9 раза, Южная Корея – в 2,8 раза.
Сменили стратегию
Несмотря на заявления об уходе, многие компании – производители продуктов и напитков продолжают деятельность на российском рынке, адаптировав свои стратегии. Вместо прямого присутствия под собственными брендами они переориентировались на поставку сырья или производство под новыми марками. Яркий пример – Coca-Cola, которая через дочернюю структуру поставляет основу для напитков российским производителям, что привело к появлению таких брендов, как «Добрый Кола».
Американская корпорация PepsiCo продолжает выпускать в России молочную продукцию под марками «Чудо», «Домик в деревне», «Ламбер» и детское питание «Агуша». Nestle, несмотря на приостановку выпуска некоторых своих брендов, по-прежнему производит широкий ассортимент товаров, включая Nescafе, «Россия – щедрая душа», Maggi и прочие. Mars и Nestle также являются лидерами на российском рынке кормов для домашних животных, занимая более 70% его объема.
Как российские производители заняли место импортных брендов на рынке зоотоваров
Итальянский производитель пасты Barilla даже расширяет свое присутствие в нашей стране. Фабрики по производству макаронных изделий расположены в подмосковном Солнечногорске и Уфе. В конце августа сообщалось, что Barilla инвестирует почти 0,5 млрд руб. в мельницу, которую строит в Ступино. Завершение работ запланировано на октябрь 2025-го. Ее мощности будут рассчитаны на переработку до 218 тыс. т пшеницы в год. После запуска перерабатывающего комплекса компания планирует ежегодно выпускать до 167 тыс. т высококачественной муки для спагетти и пенне (перья), а также 52 тыс. т пшеничных отрубей.
Финансовые показатели зарубежных продовольственных компаний в России впечатляют. По данным информационно-аналитического агентства INFOLine, в 2024-м выручка PepsiCo выросла на 18% и достигла 359 млрд руб., Nestle – на 15%, до 244 млрд руб., Mars – на 15%, до 209 млрд руб. Оборот компании «Barilla Рус» увеличился в прошлом году на 19,8%, до 15,4 млрд руб., чистая прибыль возросла на 26,2% и составила 1,7 млрд руб.
Бизнес на переводах
Зарубежных кредитных организаций, продолжающих деятельность в России, тоже много. По состоянию на 1 августа текущего года в топ-100 коммерческих банков по величине нетто-активов продолжают находиться: четыре банка с участием японского капитала – Сумитомо Мицуи Рус Банк, Эм-Ю-Эф-Джи Банк (Евразия), МС Банк Рус, Тойота Банк; по два банка с участием иностранного капитала из Италии (ЮниКредит Банк, Банк Интеза), США (Ситибанк, Дж. П. Морган Банк Интернешнл), Австрии (Райффайзенбанк, БМВ Банк); действуют кредитные организации из Нидерландов (ИНГ Банк), Южной Кореи (КЭБ Эйч-Эн-Би Банк), Франции (БНП Париба Банк), Германии (Дойче Банк).
Функционируют и другие банки с иностранным капиталом, такие как Банк Кредит Свисс (Швейцария), Ури Банк (Южная Корея), Мидзухо Банк (Япония).
«Основная причина того, почему эти финансовые компании продолжают свою работу на российском рынке после начала СВО, – распоряжение президента РФ от 26 октября 2022 года, дополняющее указ №520 от 5 августа и запрещающее кредитным организациям, владельцами которых являются граждане и компании из недружественных России стран, сделки с акциями и долями в их капитале, – рассказал "Профилю" ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Ренат Ахметов. – Исключение было сделано только для Голдман Сакс Банк, Натиксис Банк, Эйч-Эс-Би-Си Банк и Джей энд Ти Банк».
В целом вышеперечисленные банки не играют большой роли на рынке. Их доля в общем объеме активов сектора на 1 августа составляет всего 2,8% (5,4 трлн руб.). В кредитовании они занимают 0,5% (580 млрд руб.), а в привлечении средств от населения – и вовсе 0,1% (50 млрд руб.). Тем не менее чистая прибыль кредитных организаций из недружественных стран демонстрирует впечатляющий рост. За период с 2021 по 2024 год она увеличилась втрое – с 44,2 млрд до 135,5 млрд руб.
«Троекратный рост прибыли объясняется размещением свободных высоколиквидных активов на корреспондентские счета других коммерческих банков под высокие процентные ставки, ростом участия в межбанковском кредитовании, а также в комиссионных доходах за обслуживание внешнеторговых операций и конвертацию валют», – пояснил Ренат Ахметов. Прогнозировать поведение западного бизнеса в РФ в ближайшие годы затруднительно, мнения экспертов расходятся. Одни полагают, что многие компании, покинувшие наш рынок, вернутся, а оставшиеся укрепят свои позиции. Другие менее оптимистичны.
Наталья Мильчакова полагает, что в ближайшие пять лет количество компаний из недружественных стран в России может вырасти вдвое. Ярослав Кабаков ожидает обратного: сокращения присутствия зарубежных фирм из-за санкций, политической и экономической неопределенности, а также стремления найти другие рынки. Однако, по его мнению, при улучшении геополитической ситуации некоторые из них могут вернуться.