Казахстанская делегация, которую возглавлял чрезвычайный и полномочный посол РК Даурен Абаев, провела на полях форума ряд важных встреч. Главные темы переговоров – вопросы интеграции ЕАЭС и БРИКС, обновление и расширение взаимовыгодных торгово-экономических связей, природоохранная повестка, а также создание эффективной инфраструктуры транспортных узлов и хабов. Ведь не секрет, что Казахстан планирует не только увеличить свое присутствие на территории Дальнего Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона, но и усилить свои позиции в качестве узлового транзитного хаба в Евразии, чтобы со временем стать полноценной транспортно-логистической державой.
«Преимущество, открывающее широкие перспективы»
Об этом стратегическом векторе казахстанской экономики объявил в своем недавнем Послании к нации президент Касым-Жомарт Токаев. Именно мощное развитие транспортной инфраструктуры и полноценную реализацию транспортно-логистического потенциала страны он назвал в числе приоритетных задач, которые помогут совершить республике рывок в экономике и построить Справедливый Казахстан – «страну равных возможностей и прогресса». И это наряду с не менее революционной задачей сделать Казахстан ведущим аграрным центром Евразийского континента и превратить в IT-страну.
Причем стоит отметить, что в столь громких заявлениях казахстанский лидер проявляет себя как политический лидер и тонкий стратег, остро чувствующий и понимающий ситуацию в мире и регионе.
«Мы являемся свидетелями формирования новой экономической географии мира, – поясняет Токаев своеобразие ныне нынешнего момента. – Прогнозируется стремительный рост торговых потоков из Китая в Европу, Россию, Центральную Азию и обратно. Казахстан находится на перекрестке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьезное преимущество, которое открывает широкие перспективы».
Транспортно-логистическая отрасль, по мнению Токаева, должна стать одним из локомотивов экономического развития страны, при этом важную роль в укреплении транзитного потенциала призваны сыграть Транскаспийский маршрут и международный коридор «Север – Юг», открывающий стране выход на порты Персидского залива.
Для решения поставленной задачи стать полноценной транспортно-логистической державой и узловым транспортным хабом, считает президент Казахстана, доля транспортно-логистического сектора в структуре ВВП в течение ближайших трех лет должна достичь не менее 9% (в 2022 году она составила 6,2%).
«Реализация транспортного потенциала зависит от наших конструктивных и добрососедских отношений со всеми близлежащими странами без исключения, включая Россию, Китай, наших добрых соседей по Центральной и Южной Азии», – подчеркнул Токаев.
«Главные темы – газ, логистика, транспорт, энергетика»
Поездка казахстанской делегации на VIII Восточный экономический форум в русле новой экономической политики Токаева более чем логична. Форум во Владивостоке – площадка, где Казахстан может выйти в партнерстве с Россией на азиатские рынки, а кроме того, там прекрасная возможность для казахстанских компаний и ведомств встретиться с потенциальными инвесторами. Важно и то, что именно на ВЭФ Казахстан может презентовать и продать свою важную страновую «услугу» – транзитный потенциал. Ведь республика расположена на пересечении крупных торговых путей из Восточной Азии в Европу и на Ближний Восток, из России в страны Южной Азии и т. д., что является стимулом для участия в транзитных проектах всех крупных игроков на международной арене.
«На полях ВЭФ у нас много вопросов для обсуждения: газ, логистика, транспорт, энергетика», – отметил чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в России Даурен Абаев накануне открытия форума.
«Укрепляются экономические связи и реализуются взаимовыгодные инновационные проекты. Мы видим перспективы сотрудничества двух стран в контексте реализации проекта транспортного коридора "Новый Шёлковый путь"», – заявил в ходе встречи с казахстанской делегацией ответственный секретарь оргкомитета ВЭФ-2023 Антон Кобяков. – Также считаем необходимым дальнейшее развитие транспортно-логистического взаимодействия в рамках интеграционного объединения ЕврАзЭС».
На полях форума прошли две важные встречи казахстанской делегации. Глава Якутии Айсен Николаев и посол Казахстана в России Даурен Абаев обсудили приоритетные направления межрегионального сотрудничества, которое в последние годы растет как на дрожжах. К примеру, если в допандемийный период товарооборот не превышал $3–4 млн, то в 2022 году общий товарооборот Якутии с Казахстаном составил более $80 млн.
«Мы наблюдаем значительный рост товарооборота в последние два-три года, но потенциал нашего сотрудничества значительно выше», – подчеркнул Айсен Николаев.
Стороны договорились об активизации совместной работы за счет увеличения экспорта из Якутии топливно-энергетических товаров, ювелирных изделий, экологически чистых продуктов питания, а также импорта из Казахстана различного оборудования и продовольствия.
Казахстанские гости также посетили павильон Амурской области и обсудили перспективы сотрудничества с этим российским регионом в торгово-экономической, аграрной и гуманитарной сферах. Достигнута договоренность о бизнес-поездках амурских предпринимателей в Казахстан.
В целом участие Казахстана на ВЭФ направлено на конструктивное сотрудничество республики во всех сферах. А итогом всех намеченных в стране реформ должен стать мощный рывок в экономике – со стабильным экономическим ростом на уровне 6–7%, а также увеличением объема национальной экономики к 2029 году в два раза, до $450 млрд.
«У нас есть четкий образ будущего: мы строим Справедливый Казахстан – страну равных возможностей и прогресса, созидаем эффективное государство, в котором господствуют закон и порядок, культура диалога, ответственности и солидарности. И в наших руках сделать нашу страну сильной и успешной. Обеспечить защиту и процветание родной земли, бесценного наследия наших предков, – это наш священный долг», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев в своем Послании 1 сентября текущего года.