Наметившийся рост аналитики описывают как «слабый», и причины этой слабости кроются в неудовлетворительном темпе структурных реформ и зависимости экономики от чрезмерно волатильных цен на нефть. Прогноз этот мало отличается от уже заложенного Минэкономики под будущий бюджет, где предусмотрен даже меньший рост — на 0,6% в 2017 году.
Еще полгода назад в июньском докладе эксперты ОЭСР выражали сомнение в том, что в ближайшие два года российской экономике удастся выйти из рецессии, однако уже тогда предсказывали рост в 0,5%. Предсказывался и больший спад — на 1,7% при прогнозе Минэкономики — на 0,6%. Впрочем, главные проблемы, начерченные перед российской экономикой, за полгода для аналитиков не изменились.
Аналитики ОЭСР говорят о «непростом испытании», которое предстоит российским властям в ближайшем будущем — им придется учитывать одновременно растущий дефицит бюджета, рост просроченных выплат по кредитам (сейчас общий объем составляет более 1 трлн. рублей - прим.) необходимость дорогостоящих структурных реформ, сдерживание роста бедности (по данным Минэкономики в ближайшие два года число бедных будет только расти - прим.), безработицы, цен на продукты питания. Отдельная головная боль — инфляция. ОЭСР считает, что ее ждет замедление — с 7,2% в этом году до 5,9% и 5% в 2017 и 2018 гг.
В связи с этим ОЭСР «советует» российскому Центробанку снижать кредитные ставки и проводить общее смягчение денежной политики. При этом ЦБ намерен действовать ровно наоборот и расширять свои полномочия по регулированию и контролю за финансовым миром страны — сейчас разрабатывается закон о переходе контроля всего аудита к ЦБ, вдобавок, регулятор собирается вручную «навести порядок» среди микрофинансовых организаций, страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов, убирая с рынка «уставших» и «слабых» игроков.
Прогноз ОЭСР в части будущей динамики роста российской экономики в разговоре с «Профилем» доктор экономических наук РЭУ им. Плеханова Алексей Савруков назвал вполне обоснованным. «Как справедливо отмечают эксперты ОЭСР, в перспективе нескольких лет в России велика вероятность роста доли плохих долгов вследствие снижения платежеспособности заемщиков и увеличения дефицита государственного бюджета. При этом темпы и глубина проводимых реформ недостаточны для выхода экономики на устойчивые темпы роста», — отметил экономист.
Вместе с тем, считает Савруков, предложение ОЭСР, направленное на снижение процентных ставок и смягчение денежно-кредитной политики Банком России, — контрпродуктивно. «В условиях низкого спроса на кредитные ресурсы снижение процентных ставок будет лишь стимулировать потребление, инфляцию и инвестирование в проекты с низкой нормой рентабельности, что в долгосрочной перспективе может привести к долговому кризису и является угрозой для стабильного роста российской экономики», — подчеркнул эксперт.