Рынки в стадии подъема
Основные сферы российских интересов в Африке – полезные ископаемые, а также рынки сбыта продукции. На континенте проживают почти 1,5 млрд человек, из них почти 40% приходится на 10 активно развивающихся стран (ЮАР, Нигерия, Египет, Алжир, Марокко, Ангола, Кения, Эфиопия, Гана, Танзания). Рынки этих стран растут, как и доходы населения. По данным доклада Росконгресса, средние темпы роста ВВП стран Африки в 2023 и 2024 годах ожидаются на уровне около 4%. Есть платежеспособный спрос, за который могут побороться и российские производители.
Африка развивается, инвестировать туда выгоднее, чем в другие регионы мира. К тому же из-за санкций возможности российского бизнеса во многих странах резко сузились, а на Африканском континенте нас по-прежнему рады видеть. Даже в плане безопасности Африка для российских капиталов сейчас предпочтительнее Западного мира, где блокировки активов превратились в норму. Поэтому Россия выходит на новые рынки – и правильно делает. И пусть пока ей это удается точечно, дорогу осилит идущий. Идти в Африку интересно и выгодно потому, что рынки ее стран – в стадии подъема, при этом ситуация на них аналогична той, что была в России в период бурного экономического роста в начале и середине 2000-х.
К тому же некоторые базовые потребности на континенте еще только ждут своего удовлетворения. Например, во многих странах Африки до сих плохо с электроснабжением: мощностей местных электростанций остро не хватает. Нам трудно это представить, но для 200-миллионного населения Нигерии отключения электроэнергии по нескольку раз в день – норма. И бизнесмены из России готовы прийти на помощь как в энергетике, так и в других жизненно важных сферах.
С чем приходят русские
«Во время деловой поездки в Нигерию мы увидели колоссальный спрос на нашу продукцию и инженерные компетенции. Мы предлагаем устройство, которое решает проблему отключения света, что очень актуально для этого региона», – рассказывает Александр Кияница, CEO и сооснователь компании Volts. Ее накопитель обеспечивает резерв электричества на время отключений. Дом площадью 250 м² может сутки питаться от накопителя 12 кВт/ч. Гаджет управляется с помощью мобильного приложения, накапливает энергию от сети или солнечных панелей.
Российская Cornette Group продает африканским партнерам систему подавления БПЛА, приборы ночного видения и тепловизионную технику. «Мы ведем переговоры с представительствами компаний, в частности, Нигерии и Марокко – это наши основные партнеры. Есть запросы и из других африканских регионов – со всего континента. Нашей продукцией интересуются в первую очередь фирмы, занимающиеся безопасностью и охраной. К примеру, компании по золотодобыче: у них повышенные требования к обеспечению безопасности», – рассказывает руководитель компании Егор Оболенский.
В ряде стран Африки, где отмечается рост сельского хозяйства, нуждаются в российской сельхозтехнике
BILLAL BENSALEM/NURPHOTO VIA AFP/EAST NEWSПроизводственное объединение «Ярославский трактор» собирается экспортировать в Алжир тракторы «Ярославец». «Алжирские партнеры говорят о росте сельского хозяйства в стране. В связи с этим увеличилась потребность в сельхозтехнике», – объясняет директор по развитию компании Виктория Кузовкина, отмечая, что в данный момент ведутся переговоры с потенциальными покупателями.
В компании «Четра» (торговая марка производства бульдозеров, которые поставляются в Африку) и вовсе говорят, что Африка для их бизнеса – самый перспективный регион в плане инвестиций в ближайшие 30 лет. На континенте большое количество месторождений – как известных, так и еще не открытых. Например, в Анголе находится крупнейшее из коренных алмазных месторождений и четвертый в мире карьер по добыче – кимберлитовая трубка Катока. Бульдозеры же помогают добывать ресурсы. «У нас есть контракты на поставку техники и аудита с компаниями из Зимбабве, Египта и ЮАР, ведем переговоры с бизнесом из Анголы», – отмечает гендиректор компании Владимир Антонов.
Предприниматель, автор Telegram-канала Sorry, Mista! Александр Поляков продает стальной прокат в Западной и Восточной Африке. «Закрываем в основном потребности строительной промышленности, а также местных металлургических компаний, не способных покрыть весь имеющийся спрос на рынке», – объясняет собеседник, который также занимается трейдерской деятельностью по экспорту кофе, чая, орехов, фруктов и других продуктов.
Российский производитель образовательной робототехники «Роббо», который в 2022 году начал работу в Марокко, ЮАР и Танзании, с 2023-го реализует два пилотных проекта в Нигерии. Его устройства помогают педагогам знакомить учеников с 3D-моделированием и печатью, объяснять основы программирования, микроэлектроники, схемотехники, математики и физики. «В ряде стран региона отчетлива видна ориентация на обучение подрастающего поколения информационным технологиям и инновациям. При этом данные страны обладают достаточным бюджетом для внедрения в образовательные учреждения робототехники», – делится впечатлениями основатель и продюсер компании Павел Фролов.
За последние годы инновации из России в сфере образования появились в Марокко, ЮАР, Танзании и Нигерии
Media Lens King/Vostock PhotoКонкуренции россияне либо пока не чувствуют вовсе, либо говорят о превосходстве своей продукции над тем, что предлагают, например, китайцы. С российской инженерной школой сложно конкурировать, констатирует Александр Кияница. А Виктория Кузовкина указывает на то, что хотя главный конкурент в сфере поставок сельхозтехники – Китай, однако российские трактора, предлагаемые африканцам, «более простые и устойчивые к испытаниям временем».
Местный колорит и бюрократия
Уровень жизни в государствах Африки разный. В Зимбабве он достаточно высок, но при этом зимбабвийский доллар – валюта неконвертируемая. ЮАР – высокоразвитая, ориентированная на экспорт страна с огромной добывающей промышленностью. Этим обуславливается высокая конкуренция среди поставщиков, высоки требования к обслуживанию и сервису. А, например, в большей части Анголы нет электричества, даже генераторов. И хотя дороги в стране отличные, ночью по ним приходится перемещаться в полной темноте.
«Но есть одна специфическая черта, которая объединила несколько стран из моих командировок. На переговоры важно приходить с «черным агентом» – местным партнером-посредником. Без него у вас никто ничего не купит, – объясняет Владимир Антонов. – Поэтому его важно выбрать правильно, иначе вы даже не поймете, почему с вами не хотят говорить или переговоры не приносят результата. В Анголе и Зимбабве наличие «черного агента» является, скорее, негласным правилом, в ЮАР это законодательное требование».
Африка – это совершенно иной рынок со своей спецификой ведения экономической деятельности, который нельзя сопоставить с Европой и Россией. И чтобы выйти на него, нужны контакты с местными партнерами, которые глубоко погружены в особенности коммерческой деятельности той или иной страны и смогут помочь в урегулировании всех нюансов, подтверждает Александр Кияница.
Главное, что осложняет выход компаний в страны Африки, – некоторое непонимание местными организациями того, как работает крупный бизнес: нередко они переоценивают свои действия. Из-за этого периодически приходится бороться с коррупцией, отмечает Павел Фролов. Еще одна серьезная проблема, по его словам, – невозможность в некоторых случаях полноценной удаленной работы с африканскими организациями. На успех можно полностью рассчитывать только при открытии представительства в африканской стране.
Уровень бюрократии в Африке терпимый, констатируют эксперты. «Ситуация сильно разнится от страны к стране. Где-то излишне забюрокраченная регуляционная среда (например, во франкоязычных странах), где-то, наоборот, сильно упрощенная. Не могу назвать всю Африку монолитным пространством в этом компоненте. В среднем – вполне приемлемый уровень бюрократии», – считает Александр Поляков.
Перспективные направления
Потенциал Африки для российского бизнеса огромен, полагают эксперты. С одной стороны, африканские страны со своим самым молодым в мире населением заинтересованы в решении базовых экономических задач, вопросов жизнеобеспечения, с другой – являются благодатной почвой для инноваций.
Помимо очевидных статей экспорта и импорта, в Африке востребовано все, что связано с будущим технологическим прорывом, то есть оборудование и собственно технологии. Из конкретных сфер в этом плане можно выделить добычу полезных ископаемых, энергетику (одна из главных проблем континента), а также все, что связано с водой (еще одна важная проблема), – водоочистку, водоотведение и т.д. Также очень перспективна логистическая отрасль, включая создание инфраструктуры (порты, склады) и проекты цифровизации, в том числе финтех, говорит Александр Беспалов, основатель Bespalov Finance, сооснователь инвестиционно-консалтинговой группы «Афроинвест» и Российско-Африканского международного делового клуба.
Задача России – занять достойное место на африканском рынке. И для получения значимых результатов нужно действовать исходя из стратегической перспективы, а значит, мыслить не на одно поколение вперед, считает Вячеслав Белобжецкий, директор компании «Логистика.Бизнес.Решения», эксперт Московского областного отделения «Опора России».
Сафари, пляж, природа: станет ли Африка массовым туристическим направлением для россиян
Нужно планомерно наращивать присутствие России на африканском континенте, строить школы, обучать языку и культуре, привлекать студентов для обучения в России. Эти культурные связи дают эффект на десятки лет вперед, считает Белобжецкий.
Параллельно стоит прилагать и тактические усилия: поддерживать выход экспортеров на африканские рынки. Это может быть организация бизнес-миссий и переговоров по запросу российских компаний, организация и софинансирование участия в выставках, помощь в открытии представительств либо выполнение этих функцией государственными структурами по принципу коллективной оплаты услуг, организация юридической поддержки, создание платежной инфраструктуры из-за сложностей с торговлей в долларах и т.д.
Разумеется, успех сотрудничества будет зависеть от многих факторов. «В данный период необходимо и дальше развивать экономические отношения, открывать новые торговые представительства, свободные экономические зоны, предоставлять возможность быстрого выхода на рынок. На мой взгляд, это станет отличным подспорьем для развития более теплых отношений с Африкой», – полагает Александр Кияница.
С одной стороны, россияне пока толком не проявили себя на бизнес-поприще в африканских странах, с другой – у них нет той зачастую негативной репутации, которую успели заработать своими методами ведения бизнеса китайцы и индусы: к России в Африке пока присматриваются, и, соответственно, у нас есть карт-бланш, рассуждает Александр Поляков. Для того, чтобы этот карт-бланш реализовать с максимальной пользой, нужно сосредоточить усилия на создании большого числа русских хабов в ключевых странах континента, полагает эксперт. Хабов, через которые велась бы планомерная бизнес-экспансия «и которые стали бы существенно значимой альтернативой «китайскому или индийскому пути» для локальных бизнесов».
Что же касается политики, то в большинстве африканских стран отношение к России и россиянам остается хорошим еще с советских времен. Лучше, чем к представителям Запада, которые сталкиваются с определенным негативом из-за колониального прошлого. Это дает нашему бизнесу дополнительные преимущества. К тому же не все советское наследие за 30 лет потеряно.
Кроме того, в России по-прежнему много африканских студентов – на данный момент их более 30 тысяч. Возвращаясь на родину, они идут во власть или в бизнес, при этом отчасти перенимают российскую культуру и российский менталитет. Все это позволяет нашему бизнесу быстрее и проще находить необходимые контакты.