Профиль

От заката до восхода: какие выгоды сулит развитие Северного морского пути

Будущее российской экономики во многом зависит от переориентации внешнеторговых связей с запада на восток. Северный морской путь (СМП) стал одним из приоритетов в создании новых логистических цепочек. Отсюда особый интерес к проекту участников Восточного экономического форума (ВЭФ-2023).

Северный морской путь

©Shutterstock/Fotodom

В Арктической зоне разведаны и разрабатываются месторождения углеводородного сырья, других полезных ископаемых. И СМП сегодня приобрел большое значение для социально-экономического развития северных и дальневосточных регионов страны, а также для создания новой логистики международной торговли. Об этом говорили участники панельной дискуссии «Мировой транспортный северный путь», состоявшейся на полях ВЭФ-2023. Было подтверждено, что реализация проекта СМП остро поставила вопрос о развитии судостроения. В ближайшие годы потребуются не только ледоколы, но и десятки судов высокого ледового класса – танкеры, балкеры, суда снабжения, контейнеровозы, портовый флот.

Российский экспорт морепродуктов переориентируется на новые рынки

Специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов напомнил, что таяние льдов в два раза опережает рост средней температуры на планете. Это открывает хорошие перспективы для организации круглогодичных перевозок по СМП. Первые шаги в этом направлении сделаны, и результаты получены. Однако для обеспечения стабильной работы транспортного коридора необходимо сформировать гарантированный грузопоток и построить суда. В том числе аварийно-спасательный флот, который сейчас отсутствует. Также нужны спутниковая связь и средства коммуникации.

Природоохранная деятельность – неизменный приоритет, подчеркнул Сергей Иванов. Минприроды обязано установить «драконовские» экологические требования для прохода чужих судов по Северному морскому пути. И мнение иностранных партнеров в данном случае «нас интересовать не должно», отметил он.

Большое будущее у Мурманска – это незамерзающий порт, в отличие от портов на Балтийском море. Здесь хорошие глубины и прямой выход в Мировой океан. В перспективе Мурманск как конечная точка СМП станет важнейшим морским портом России, уверен Сергей Иванов.

Аналогичной точки зрения придерживают в «Росатоме». Представитель госкорпорации Владимир Панов в ходе выступления провел короткий урок экономической географии. Арктическая зона занимает треть территории страны. Здесь живет немногим более 2,5 млн человек (1,6% всего населения РФ). Зато вклад в ВВП составляет 15%, то есть каждый шестой рубль зарабатывается здесь. Производительность труда тех, кто работает на Крайнем Севере, очень высокая. Соответственно, СМП следует рассматривать как инвестиционный мегапроект, важный для страны, и единственное условие успешного социально-экономического развития огромного региона, заявил Владимир Панов.

Дрейфующие во льдах: как станция "Северный полюс" вышла на новую платформу

Государство сегодня выступает, по сути дела, главным инвестором. В прошлом году правительство приняло план по СМП, который включает 155 мероприятий. Их общий бюджет достигает 1,8 трлн руб., напомнил первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. По его словам, надо одновременно решать две задачи: сформировать грузопотоки и построить флот. Когда-то по СМП перевозили всего 4 млн т грузов, в основном в рамках программы северного завоза. Потом объемы выросли кратно. В 2022-м на фоне резкого сокращения объемов иностранного транзита был спад – перевезено около 34 млн т. Этот год складывает тоже непросто – на момент открытия ВЭФ-2023 было перевезено менее 24 млн т. Но на 2024 год в качестве ориентира взят показатель 80 млн т, а в 2030-м планируется выйти на 150 млн т, сказал Гусейнов.

Любой сложный проект, подобный СМП, проходит три фазы: первая – его считают нереализуемым; вторая – к нему проявляют интерес; третья – не понимают, как можно было обходиться без этого, рассказал глава Совета участников судоходства по Северному морскому пути Сергей Франк. Он считает, что сегодня мы находимся на второй стадии. Для перехода на третью необходима круглогодичная навигация.

Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов остановился на ситуации в судостроении. В настоящее время в интересах СМП на отечественных заводах строят 50 судов. Еще 78 должны пополнить арктический флот России до 2035 года. В отрасли сейчас картина достаточно противоречивая. Многие верфи Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) оказались в сложном финансовом положении. По этой причине было решено передать компанию под управление ВТБ. Новый собственник проводит аудит, уточнил чиновник. От сроков вывода ОСК из кризиса зависит кораблестроительная программа, в частности, обновление ледокольного флота. Из четырех находящихся в строю ледоколов советской постройки три скоро будут подлежать списанию. Им требуется замена.

Выполнение судостроительной программы предполагает широкое импортозамещение – российским предприятиям придется восстанавливать компетенции по производству судового оборудования. Из бюджета средства на это выделены, заверил Виктор Евтухов.

Актуальность проблемы подтвердил зампред правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов. Компания – самый крупный участник судоходства на СМП, на ее долю приходится до 56% общего объема перевозимых грузов. К 2026 году НОВАТЭК потребуется шесть ледоколов для проводки танкеров-газовозов. Эти суда, хотя и усиленного ледового класса, но колоть лед не предназначены.

Климатическая кривая: как северное положение России определит ее будущее

Преимущества и узкие места транспортного коридора в Арктике хорошо видит вице-президент ПАО «ГМК «Норильский никель» Андрей Грачев. В прошлом году дизель-электроход «Норникеля» совершил экспериментальный рейс из Мурманска в Шанхай с грузом меди и другой металлопродукции. Компания располагает шестью судами ледового класса, но с учетом прогнозируемого увеличения объемов перевозок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона планирует увеличить свой флот еще на 10. Это позволит через восточную часть СМП ежегодно экспортировать в КНР до 600 тыс. т продукции комбината.

Однако короткий путь не будет конкурентоспособным при сегодняшних издержках. Затраты должны быть меньше или как минимум сопоставимы с затратами грузоотправителей на транспортировку по другим маршрутам – вокруг Африки или через Суэцкий канал, констатировал Андрей Грачев.

Представитель китайской компании NewNew Shipping Line Кэ Цзинь назвал СМП «Ледовитым шелковым путем», по которому удобно и безопасно отправлять контейнеровозы в Архангельск, Санкт-Петербург и Калининград. Однако есть, по его словам, и недостатки: отсутствует инфраструктура, оставляет желать лучшего качество услуг, работает СМП пока не круглый год. Так что новых ледоколов и спутниковой связи ждут не только российские экспортеры, но и иностранные партнеры.

Самое читаемое
Exit mobile version