Ситуация вокруг крупного российского банка «Пересвет», тесно связанного с Русской православной церковью, с каждым днем все тревожнее: пропавший на несколько дней председатель правления банка Александр Швец обнаружился в реанимации, банк резко ограничил выдачу вкладов до 100 тысяч рублей, международное рейтинговое агентство Fitch обеспокоилось стандартами копроративного управления и политикой кредитования банка, а Forbes сегодня опубликовал материал о том, что «Пересвет» обслуживал компании, напрямую связанные с одним из организаторов энергетической блокады Крыма, лидером крымско-татарского меджлиса Ленуром Ислямовым. Наконец, во время размещения облигаций стоимостью 2 млрд. рублей инвесторы не приобрели ни одной акции банка.
Главные адресаты тревожных новостей о «Пересвете» — его инвесторы и РПЦ — отреагировали на них соответствующе. В прошлую пятницу произошло резкое падение цен облигаций — их цена опустилась на 5,5-11%. РПЦ же, в свою очередь, выразила обеспокоенность, но воздрежалась от каких-либо поспешных действий. «В ситуации разбираются, история сложная», — сказал представитель церкви агентству ТАСС.
Череда несчастливых совпадений вряд ли является спланированной кампанией по обвалу и закрытию банка, считает доцент Международного банковского института Александр Щелканов. «Напротив, со стороны ЦБ мы видим поддержку, например, в виде сообщения о том, что отсутствие председателя — нормальная практика», — отметил Щелканов в разговоре с «Профилем». Эксперт напомнил, что многие банки огранивали выдачу средств как раз перед тем, как лишиться лицензий, например, Ренессанс-банк, Дил-банк.
«Главный вопрос — чем там все закончится, какие результаты будут у аудиторской проверки. В любом случае, даже если будут серьезные проблемы, например будет найдена какая-нибудь финансовая дыра, будет либо санация, либо поглощение, Агентство по страхованию вкладов решит», — сказал Щелканов. По его мнению, проблемы банка, в первую очередь, связаны с источниками пассивов. «Все банки сейчас что делают? Роют пассивы, привлекают дополнительные средства для кредитования. Выпуск ценных бумаг способствует притоку дополнительных денежных средств, а если возникли проблемы с размещением, значит, есть трудности с ликвидностью», — добавил он.
По словам эксперта, проблемы банка связаны в том числе и с цепной реакцией. «Так в 2008 и 2009 годах было, когда спасали Глобэкс-банк. Как только банк или кто-то из вкладчиков говорит о том, что появились какие-то ограничения по снятию средств, все начинают бежать и пытаться побыстрее вытащить свои деньги», — вспоминает Щелканов. Предположение же Forbes о том, что проблемы банка связаны с обслуживанием структур Ислямова он считает преувеличением. «Просто у заемщиков ''Пересвета'' было доверие к нему, что его точно ни при каких условиях не будут трогать, потому что государство поддерживает РПЦ, поэтому у него было много самых разных клиентов, от аэропорта ''Пулково'' до крымских татар», — отметил доцент.
Банк «Пересвет» существует с 1993 года, создавался он как банк «содействия благотворительности и духовному развитию Отечества». Его учредители — Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, Смоленская, Калининградская, Калужская, Костромская и Боровская епархии — выбрали форму закрытого акционерного общества. Поначалу банк был извествен хранением выручки с продаж воды «Святой источник», которую выпускала Костромская епархия (в начале нулевых этот бренд купила корпорация Nestle).
Сегодня РПЦ владеет практически половиной акций банка — 36,5% напрямую и 13,2% через аффилированную с церковью компанию «Содействие». Помимо благотворительности и духовного развития Отечества, «Пересвет», по данным РБК, занимается венчурными инвестициями через компанию «Сберинвест», в том числе работает с инновационным фондом «Сколково», Российской венчурной компанией и корпорацией «Роснано». В 2015 году «Роснано» даже пыталась привлечь «Пересвет» соответчиком в судебной тяжбе о нарушении инвестиционного соглашения: банк с нарушениеми перевел $90 млн со счетов «Роснано» на близкие «Сберинвесту» счета, утверждали истцы. Всего же по размеру активов банк РПЦ занимает 44-е место (по данным banki.ru) с активами нетто в 204 млрд. рублей.
Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев в разговоре с «Профилем» предложил взглянуть на невзгоды «Пересвета» с некоторой христианской отстраненностью и напомнил средневековое сказание из жития Андрея Юродивого, ключевого персонажа прошедшего 14 октября православного праздника Покрова Божьей матери. По сюжету Андрей Юродивый встречает монаха-подвижника, который собирает деньги для того, чтобы раздавать их нищим, напомнил священник. У монаха добрая слава, он помогает другим людям, но оставляет изрядную долю себе. Юродивый обращается к монаху с классической христианской проповедью: «Ради чего брат ты предал к смерти душу свою, зачем сделал другом своим дракона сребролюбия? Разве ты не понимаешь, как монах должен жить? Почему ты желаешь денег? Зачем ты стал копить их? Почему ты желаешь денег, которые после твоей смерти достанутся тем, кому ты не хочешь их оставлять? Разве эти деньги происходят от трудов твоих, и ты бережешь их? Разве ты получил их, выкопав киркой, чтобы прокормить своих детей? Неужели они достались тебе как плата за трудную работу или как наследство от родителей? Как можешь ты хранить чужие грехи и мучаться от жадности? Пока другие хотят пить и есть, замерзают до смерти, ты при этом радуешься, глядя на кучу денег? Это ли образ жизни монаха? Так ли ты подражаешь Богу? Разве ты не слышал, что Господь сказал? Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха...»
После этой проповеди, по сюжету сказания, монах раскаялся. «А дальше начинается самое интересное, — продолжает рассказ о. Андрей, — к нему все равно приходят люди и дают деньги, и он понимает, что, даже если он будет честно передавать все деньги бедным, он не получит от этого никакой пользы». Далее в тексте идет речь уже самого монаха: «Что польза мне быть распорядителем чужих шиков? Ведь беря то, в чем я не имею нужды, и раздавая бедным, я пребываю в заблуждении, что вознаграждение принадлежит мне, а не другому».
«Здесь уже идет речь о другом грехе, о тщеславии, — ''если будете меня благодарить, я вам буду помогать'', — говорит Кураев, — Даже если он не оставляет ничего себе, он все равно копит похвалы и тщеславие. Для монаха даже это нехорошо, не говоря уже о том, чтобы выступать в роли бухгалтера и вместо молитвы считать деньги, пусть даже и для хорошего дела. Это классическая церковная позиция, если цитировать Евангелия. Ясно, что наши нынешние церковные руководители читают какие-то другие книги. Бухглатерские, наверное».