Профиль

Победный звук газовой трубы

Cудно Pioneering Spirit ведет укладку газопровода

©Axel Schmidt

При этом изначально было понятно, что датчане в конечном счете были обязаны последовать примеру других государств, в чьих водах проходит маршрут нового газопровода. Речь не только о главных заинтересантах – России и Германии, но также о Финляндии и Швеции. Дальнейший саботаж со стороны Копенгагена мог привести к тому, что трубу могли проложить в датских водах без его санкции. Международное морское право такой вариант развития событий при определенных обстоятельствах допускает.

Партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова в комментарии «Профилю» напомнила о статье 58 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой в исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободой прокладки подводных трубопроводов и иными правомерными видами использования моря, в том числе и эксплуатацией подводных трубопроводов.

«Поскольку при реализации принципа свободы прокладки трубопроводов в исключительной экономической зоне должны учитываться права и обязанности прибрежного государства, они вправе корректировать действия иных государств. Однако принимаемые решения, законы и правила не должны быть несовместимы с Конвенцией ООН», – подчеркнула юрист.

Бой после победы

Любопытный факт – некоторые исследователи считают, что в древнерусских сказаниях Борнхольм фигурирует как остров Буян. Если это предположение верно, то именно здесь обосновался пушкинский князь Гвидон и любопытства ради начал чинить затруднения для купеческих судов, следовавших на восток, в «царство славного Салтана». Ну а в XXI веке остров пытались сделать камнем преткновения для развития сотрудничества России и Евросоюза в газовой сфере.

Действия Дании, по оценке независимых экспертов, отразятся на сроках реализации энергопроекта. Аналитик Райффайзенбанка по нефтегазовому сектору Андрей Полищук не исключает, что определенная задержка с завершением строительства возможна, однако она будет минимальной. Несмотря на высокую степень готовности проекта – более 80%, – до конца 2019 года реализовать его полностью не удастся. Впрочем, в первом квартале 2020 года, скорее всего, газопровод будет достроен, предположил собеседник «Профиля».

В свою очередь, замруководителя информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова напоминает, что немедленно приступить к работам в датских водах в любом случае было бы невозможно. «Дело в том, что в течение примерно месяца с момента выдачи решения оно может быть обжаловано в суде. Оператору проекта придется подождать до конца ноября, прежде чем начать строительные работы», – предупреждает эксперт.

С оценкой в целом согласна директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова. По ее словам, сама по себе пауза в продолжении строительства «Северного потока-2» из-за рисков апелляции на решение Датского энергетического агентства некритична. «На укладку датского участка потребуется максимум 5 недель, поэтому «Северный поток-2», скорее всего, будет достроен в последние дни 2019 года. Но с учетом пуско-наладочных работ и времени, необходимого на заполнение трубы газом, к экспортным поставкам топлива можно будет приступить не ранее начала весны будущего года», – заявила Мария Белова.

Проекту угрожают и действия американских властей. По словам Натальи Мильчаковой, в западных СМИ распространяются слухи, что владельцы судов‑трубоукладчиков якобы могут отказаться участвовать в дальнейшем строительстве газопровода, испугавшись потенциальных санкций США. И хотя официального подтверждения этой информации нет, нельзя исключать, что до конца ноября Вашингтон примет какие-либо меры воздействия на партнеров «Газпрома».

«В США признают, что «Северный поток-2» в любом случае будет достроен и введен в эксплуатацию. Свою «миссию» сегодня американцы видят в том, чтобы попытаться санкциями повысить стоимость проекта, то есть любыми способами постараться навредить тем, кто в нем участвует», – отметила Наталья Мильчакова.

Украинский акцент

При любом раскладе решение Дании, безусловно, тревожный звонок для Украины. В Киеве не исключают, что в обозримом будущем основные объемы российского газа могут пойти в Европу по обходным маршрутам. На Балтике это «Северный поток-1» и «Северный поток-2» мощностью 55 млрд кубометров газа в год каждый, на Черном море – две «нитки» «Турецкого потока» мощностью почти 32 млрд кубометров газа в год.

Согласно прогнозу Нацбанка Украины, прямые потери от сокращения транзита российского газа составят 0,6% ВВП в 2020 году и 0,9% ВВП в 2021‑м. По базовому сценарию, поставки голубого топлива через газотранспортную систему страны сократятся с 90 млрд кубометров до 50 млрд кубометров в 2020‑м и до 30 млрд кубометров по итогам 2021 года. При таких объемах резко – с $3 млрд примерно до $1 млрд – снизятся поступления от платы за транзит, что может сделать содержание украинской ГТС нерентабельным.

Напомним, действие контрактов между Россией и Украиной на транзит и поставку природного газа закончится 31 декабря 2019 года. Москва, Киев и Еврокомиссия уже несколько месяцев проводят трехсторонние консультации о заключении новых договоренностей, но прогресса достичь пока не удается. В связи с этим сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич опасается за потребителей Молдавии, Приднестровья, Румынии и Греции, которые получают газ через Украину. «Что будет с ними, остается только гадать. Это будет эксперимент, который может окончиться очень печально. Тут возможны различные сценарии», – заявил он.

Остается надеяться, что Москва и Киев под угрозой срыва транзита российского газа в южном направлении в конечном счете прислушаются к аргументам Еврокомиссии и начнут активнее искать компромисс. Впрочем, последние встречи и консультации показали, что такое развитие событий неочевидно, констатировал Дмитрий Марунич.

Украинский транзит «Газпрому» так или иначе будет необходим, тем более что он рассчитывает на рост экспорта топлива в страны ЕС, убежден Андрей Полищук. Отсутствие желания договариваться и заключать контракт сейчас собеседник «Профиля» объясняет заполненными топливом подземными газовыми хранилищами в Европе. «По нашим оценкам, эту зиму «Газпром» вполне может пройти без транзита топлива через Украину. Помимо запасов в европейских ПГХ есть и возможность частично заместить природный газ сжиженным за счет поставок с «Ямал СПГ», – уточнил аналитик.

В любом случае на какой-то период, возможно, даже на ближайшие несколько лет Украина останется актуальной для России в качестве одного из крупнейших транзитеров газа в Европу, полагает Дмитрий Марунич. Неуступчивость Киева на трехсторонних переговорах по новым контрактам он объяснил высокой готовностью Украины реализовать план «Б» на случай прекращения транзита с 1 января 2020 года.

Этот план заключался в том, чтобы, как и европейцы, создать запас топлива на ближайшую зиму – накопить в ПГХ порядка 20–21 млрд кубометров газа, что и было сделано. «Таким образом, для украинских потребителей проблема поставок газа решена как минимум до конца февраля 2020 года. Разве что предстоящая зима будет очень холодной, хотя, по прогнозам, это маловероятно», – отметил Дмитрий Марунич.

©ROMAN PILIPEY / EPA / Vostock Photo
Будущее украинского транзита, по мнению Марии Беловой, во многом зависит от сроков запуска второй нитки «Турецкого потока», а также от возможности реверса Трансбалканского газопровода и спроса на российский газ в Европе. По прогнозам, в 2020 году потребность в украинской ГТС составит 64–74 млрд кубометров газа. Далее, в связи с завершением работ на Eugal – наземном продолжении «Северного потока-2», появится техническая возможность увеличить поставки по новому газопроводу до 27,5 млрд кубометров в год.

Однако, если сохранятся ограничения на загрузку бестранзитных газопроводов, «Газпром» сможет рассчитывать на прокачку по новому маршруту всего 13–15 млрд кубометров газа. В итоге в 2020 году транзит российского газа на Балтийском направлении составит 50–55 млрд кубометров, что меньше, чем было поставлено в 2018 году по «Северному потоку-1». Это означает, что объемы прокачки топлива через территорию Украины существенным образом не должны измениться, считает Мария Белова.

Тупик судебной перспективы

Эксперты исходят из того, что «Газпрому» и его партнерам в ЕС сейчас необходимо сосредоточить усилия не только на трехсторонних переговорах по украинскому транзиту, но и на работе с европейскими законодателями. В 2009 году Евросоюз принял директивы, направленные в числе прочего на ограничение монополии поставщиков газа, – так называемый Третий энергопакет, напоминает Елена Попова. Это сделало возможным принимать решения о снижении мощностей газопроводов.

Реализация проекта «Северный поток-2» находится в завершающей фазе. Газопровод может быть сдан в эксплуатацию в начале 2020 года (на фото справа: министр энергетики Александр Новак на переговорах в Брюсселе, сентябрь 2019 года)

OLIVIER HOSLET / EPA / Vostock Photo

Практика применения Третьего энергопакета в судебных спорах очень ограниченная, говорит юрист. Общие выводы о толковании документа можно сделать на основании ситуации с газопроводом OPAL, являющимся наземным продолжением «Северного потока-1». До сентября 2019 года не было жесткого запрета на использование этого трубопровода одним поставщиком. Соответственно, «Газпром» мог заполнять трубу на 50%, а в исключительных случаях использовать ее на полную мощность. В начале осени суд отменил решение Еврокомиссии, ограничив прокачку топлива для одного поставщика.

Наталья Мильчакова не исключила, что теоретически запрет может быть распространен и на сухопутное продолжение «Северного потока-2». «Но именно теоретически, так как Еврокомиссия намерена защищать в суде свое предыдущее решение по газопроводу OPAL с целью снятия ограничений», – отметила она.

С точки зрения юристов судебная перспектива у такой апелляции не самая хорошая. Исходя из толкования Третьего энергопакета европейскими судами, возможность оспорить ограничения оценивается скорее как негативная, признает Елена Попова. Конечно, результат судебного разбирательства в конечном итоге будет зависеть от множества факторов. Среди них – реальная загруженность газопровода, наличие альтернативных поставщиков и, конечно, различные финансовые и политические аспекты. Таким образом, «Газпром» и его европейских партнеров после преодоления датского барьера ждет борьба с законодательством ЕС в энергетической сфере, победа в которой неочевидна.

Самое читаемое
Exit mobile version