Профиль

Почему рост тарифов ЖКУ в 2023 году может быть двузначным

Осенью правительство установит предельные размеры индексации тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2023 год. Решение явно не станет простым, учитывая, что рост цен по итогам 2022 года может составить 16,5%. Резкое подорожание «коммуналки» будет критично для населения, а коррекция ниже уровня инфляции ударит по поставщикам услуг.

Женщина получившая по почте квитанции на оплату коммунальных услуг

©Антон Вергун/ТАСС

Июльская недоиндексация

Каждый год 1 июля повышаются тарифы на услуги ЖКХ. Увеличиваются счета за газ, электроэнергию, отопление, водоснабжение, водоотведение, вывоз твердых бытовых отходов. В этом году в среднем по стране рост составил 4%.

Индексация оказалась более чем в два раза ниже прошлогодней инфляции, которая, напомним, достигла 8,4%. Если сложить «недоплату» в размере 4,4% с 16,5% – прогнозируемого роста цен в текущем году, то полное повышение тарифов ЖКХ в 2023 году могло бы составить почти 21%.

В рублях и метрах: почему стоимость владения жильем может оказаться неподъемной

Правительству придется искать компромисс, чтобы избежать усиления социальной напряженности в обществе. Отечественная экономика переживает не лучшие времена. Так, реальные располагаемые доходы россиян за второй квартал снизились на 0,8%. В мае Росстат зафиксировал снижение реальных зарплат на 6,1% в годовом выражении.

Неудивительно, что на 15% увеличилось количество неплательщиков за ЖКУ – с 4 млн до 4,6 млн человек. По итогам прошлого года физические и юридические лица в общей сложности задолжали за коммунальные услуги почти 1,5 трлн руб.

Среди злостных неплательщиков есть предприятия ЖКХ, для которых квартплата является главным источником поступления средств для расчетов с ресурсоснабжающими организациями. К началу 2022 года их долги перед поставщиками услуг составили без малого 210 млрд руб.

Повышение коммунальных тарифов ниже уровня фактической инфляции ситуацию в отрасли усложняет. Кассовый разрыв организации ЖКХ могут ликвидировать за счет дотаций субъектов Федерации. Возможности же региональных бюджетов в большинстве случаев ограниченны. И губернаторы выстраиваются в очередь в Минфин, добиваясь увеличения трансфертов из федерального центра.

Гонки по вертикали

Независимые эксперты считают, что свобода маневра у правительства сегодня ограниченна. Аналитик Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Елена Киселёва напоминает: последний раз двузначный рост потребительских цен в России наблюдалась семь-восемь лет назад: в 2014 году – на 11,4%, в 2015 году – на 12,9%. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения в то время не должны были повышаться более чем на 70% от уровня инфляции. То есть индексация не могла быть выше 7,89% и 9,03%, а в действительности составила 9,4% и 10,1%. Получается, что из правила допускаются исключения. Нечто подобное следует ожидать и сейчас, полагает Елена Киселёва.

По ее словам, удорожание ЖКУ всегда болезненно воспринимается населением. Правительству приходится это учитывать и реагировать соответствующим образом. Например, в феврале этого года увеличилась плата за отопление. В ряде случаев суммы в платежках выросли сразу на несколько тысяч рублей. «Граждане возмутились, и власти отказались от единовременного роста тарифа. Кроме того, надо понимать, что значительное повышение платы за ЖКУ в условиях падения реальных доходов населения чревато увеличением числа неплательщиков», – отмечает аналитик ИКСИ.

©Shutterstock/Fotodom

Для поддержки малоимущих слоев населения по-прежнему остаются субсидии, отметила Елена Киселёва. В большинстве регионов такое право возникает, если расходы на коммунальные услуги превышают 22% семейного бюджета. Но где-то порог ниже: в Москве – 10%, в Санкт-Петербурге – 14%, в Якутии – 15%.

Для оформления субсидии требуется каждые полгода предоставлять справки о доходах всех членов семьи и другие документы, например подтверждение отсутствия долгов по квартплате. И эта мера адресной поддержки в целом работает.

В ожидании комплексного решения

В 2022 году реальный прирост платы за ЖКУ в крупнейших городах России, как показало исследование Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), составил от 1,6 до 10%. Это существенно меньше официального прогноза правительства по инфляции, говорит заместитель руководителя отдела специальных проектов ИПЕМ Алексей Фаддеев.

Предложения Минстроя РФ по цифровизации ЖКХ не скажутся на тарифах

По его словам, действующий алгоритм был введен в 2013–2015 годах. И до сих пор система не проходила проверку такой высокой инфляцией. У правительства есть три варианта решения задачи. Первый – поднять тарифы на «коммуналку» вслед за ростом цен.

Второй путь – добиться от ресурсоснабжающих организаций оптимизации издержек (в первую очередь за счет заморозки инвестиционных проектов). Однако это чревато снижением эффективности отрасли и ростом аварийности на объектах ЖКХ.

Третий вариант – расширить практику субсидий малообеспеченным гражданам. Это потребует дополнительных расходов, что не все региональные и муниципальные бюджеты могут себе позволить.

«Вероятно, решение будет комплексным. Тарифы поднимут, но ниже инфляции, инвестпрограммы по возможности сократят, а финансирование субсидий на оплату "коммуналки" увеличат», – резюмировал Алексей Фаддеев.

Самое читаемое
Exit mobile version