Профиль

Подключается всё

Подключенные к интернету гаджеты давно стали привычными для нас. Однако, когда несколько лет назад их количество превысило число людей, использующих глобальную Сеть, специалисты констатировали абсолютно новое явление.

©

Дверная ручка, узнающая отпечатки пальцев хозяина, следящая за здоровьем спортсмена футболка, автомобиль, с которым можно поговорить, – не детали фантастического фильма, а всего лишь технологии интернета вещей, доступные уже сегодня. Интернет вещей (Internet of things, IoT) – сеть, объединяющая в себе множество других сетей, которые состоят из однозначно идентифицируемых предметов. И эти предметы способны взаимодействовать между собой самостоятельно, без вмешательства человека.

Несмотря на то, что рынок IoT сегодня находится на ранней стадии развития, его потенциал становится очевиден и для корпораций, и для потребителей, а возможности привлекают внимание технологических и коммуникационных компаний. По прогнозам аналитической компании IDC, в этом году общий объем рынка интернета вещей вырастет на 19%. В 2013 году объем рынка IoT составлял $1,3 трлн. К 2020 году, по подсчетам аналитиков, он достигнет $3,04 трлн и 30 млрд устройств, средние темпы роста рынка в денежном выражении – 13% в год. Конечно, темпы развития интернета вещей в разных регионах мира отличаются. Сегодня лидерство на рынке сохраняют США, но в ближайшие годы Северную Америку опередят страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, которых привлекает экологичность интернета вещей.

Компьютеры обгоняют людей

В консалтинговом подразделении корпорации Cisco IBSG (Internet Business Solutions Group) дают несколько другое определение интернету вещей. Согласно Cisco, интернет вещей – это тот момент, когда количество подключенных к интернету материальных объектов превысило количество людей, использующих глобальную Сеть. По подсчетам Cisco IBSG, это произошло в 2008–2009 годах. В компании считают, что сегодня актуально говорить уже об «интернете всего» – системе, в которой и люди взаимодействуют с людьми и машинами, и машины – с людьми и между собой.

©Фото: Shutterstock

В 2003 году на каждого из 6,3 млрд жителей Земли приходилось всего по 0,08 подключенных к интернету устройств (их общее количество составляло лишь 500 млн), но после анонса первого iPhone в январе 2007 года ситуация начала стремительно меняться, и уже в 2010 году количество подключенных устройств достигло 12,5 млрд, в то время как население планеты составляло 6,5 млрд человек. Сегодня сети, из которых состоит интернет вещей, все еще слабо связаны между собой. В современном здании одна система управляет безопасностью, другая – кондиционированием воздуха, третья отвечает за освещение и т.д. В смарт-авто тоже задействовано несколько сетей. В дальнейшем все эти системы будут взаимосвязаны, предсказывают аналитики.

Интернет вещей на практике

Одна из самых значительных (и понятных потребителям) категорий IoT – «умный дом». Это система домашних устройств, подключенных к интернету и способных обмениваться информацией друг с другом. Таким образом дом самостоятельно способен обеспечить оптимальный уровень комфорта, безопасности и энергоэффективности для своего владельца, а также позволяет управлять бытовыми устройствами дистанционно, например, через мобильное приложение.

Технологии домашней автоматизации уже привлекли внимание таких IT-гигантов, как Google, Samsung и Philips. Интерес стал очевидным, после того как в 2013 году корпорация Google приобрела за $3,2 млрд малоизвестную компанию Nest Labs, выпускающую «умные» датчики задымления, термостаты и другие подобные гаджеты. Безусловно, рынок «умного дома» все еще очень молод. По данным компании IDC, в 2014 году он составил всего $7,3 млрд, однако в 2018-м дорастет до $21,9 млрд, при этом среднегодовой рост составит 28,4%. «По мере того как бизнес восстанавливается после экономического спада, владельцы недвижимости начинают более сфокусированно следить за расходами на энергию и различными рисками. Системы «умного дома» позволяют не только собирать информацию о функционировании различных его компонентов, но и анализировать данные, делать прогнозы, что обеспечивает сокращение расходов и стабильность в бизнесе по управлению недвижимостью», – отмечает вице-президент IDC по исследованиям энергетического сектора Джилл Фелбовиц в отчете компании.

В России сегмент домашней автоматизации не пользуется таким успехом, как в США или странах Евросоюза, но, как считают эксперты, он уже не ограничивается только элитной недвижимостью. Согласно исследованию компании «Директ ИНФО», за 2013 год объем российского рынка систем «умный дом» вырос на 30%, составив 3,7 млрд руб., а к 2017‑му может достигнуть 10 млрд.

©Фото: Volvo Car Group

Аналитики ожидают, что в ближайшие годы «поумнеют» самые разнообразные виды домашних устройств. «Больше сложных устройств получат как сенсоры, так и функции дистанционного управления, – объясняет вице-президент Gartner Ник Джонс. – Цена редко будет показателем, потому что стоимость подключения домашнего устройства к интернету вещей приблизится к $1».

Но самый доступный способ прикоснуться к интернету вещей сегодня – уже успевшие стать невероятно популярными фитнес-гаджеты. Недорогой браслет от Jawbone, Sony или множества других брендов подсчитывает пройденное вами за день расстояние, следит за качеством сна и сообщает, когда нужно отказаться от третьей за день чашки кофе. Только в 2013 году в США было продано 84 млн устройств для отслеживания активности и подсчета калорий, а к 2019 году речь будет идти уже о 120 млн, сообщается в исследовании аналитической компании IHS.

Эксперты IDC ожидают активного роста рынка интернета вещей и для производственной деятельности. В 2013 году совокупная выручка в данном секторе составляла $42,2 млрд, а в 2018‑м этот показатель, ежегодно увеличиваясь на 18,6%, может возрасти до $98,8 млрд.

Такие темпы роста аналитики объясняют стремлением компаний повысить эффективность производства и степень его автоматизации. Впрочем, у других отраслей также большой потенциал: по данным IDC, объем рынка смарт-автомобилей только в США в 2015 году вырастет на 34,8%.

«По отраслевым прогнозам, к 2020 году интернет вещей может объединить 50 млрд устройств. Это в 10 раз превышает количество всех ныне существующих интернет-хостов, включая мобильные телефоны.
Такое поразительное количество соединенных устройств, а также стремительный рост объема данных приведут к возникновению сложных и запутанных задач, от решения которых будет зависеть развитие интернета вещей. Более того, для реализации его потенциала будут необходимы новые инструменты, например, когнитивные системы, которые способны устанавливать самостоятельно или использовать готовые правила взаимодействия между объектами (интернет-вещами); корректировать свои текущие параметры и, наконец, обучаться. Уже сейчас интернет вещей привел к тому, что изменилось взаимодействие между корпорациями, потребителями и предметами. Уверен, в ближайшем будущем он изменит бизнес-модели, инвестиции в технологии, обслуживание потребителей и повседневную жизнь».

Будущее уже сегодня

Технологии интернета вещей развиваются с каждым годом. Впрочем, главный специалист управления по работе с производителями группы «Астерос» Алексей Попович считает, что через несколько лет интернет вещей не будет слишком отличаться от сегодняшнего. «Отличия будут, но малозаметные, – рассказал он «Профилю». – Тем не менее один прогноз я все-таки рискну сделать, хотя пока не могу сказать, когда будет заявлено о появлении соответствующего технологического стека. Речь об «Универсальном переводчике», прототип которого ярко описан в самом первом издании (вторая половина 50‑х годов прошлого века) книги Станислава Лема «Сумма технологии». Технология, которая позволит генерировать изобретения и открытия, а также вообще любые творческие (например, математические) акты человеческой мысли».

©Фото: Shutterstock

Все эксперты сходятся в одном: самое интересное у интернета вещей впереди. В этом году собственные платформы smart home представили технологические гиганты Google (Brillo) и Apple (HomeKit), которые обещают полностью преобразовать рынок. «Данные платформы представляют собой прорывные инновации. Соответственно, их влияние – это не последовательные улучшения или изменение доли рынка (увеличение или уменьшение), а создание совершенно новых бизнес-моделей, формирование и завоевание принципиально новых рынков», – рассказали «Профилю» в пресс-офисе компании Siemens.

Самое читаемое
Exit mobile version