Доходность бизнеса в Москве повысилась и теперь составляет 0,3-3,7 рубля на 1 рубль выручки в 2016 году против 0,4-5,4 рубля в 2015 г. (то есть, чтобы получить 1 рубль выручки, инвестору нужно вложить 0,3-3,7 рубля инвестиций). Сходная динамика наблюдается и в других регионах России, за исключением Центрального федерального округа, Южного ФО и Приволжского ФО. В частности, в ЦФО доходность инвестиций в малый и средний бизнес составила 1,2-3,9 рубля на 1 рубль выручки в 2016 году против 0,2-2,5 рубля в 2015 г.
«По итогам опросов 53% предпринимателей оценивают перспективы 2017 года как позитивные. Однако результаты 2016 года свидетельствуют о стагнирующем состоянии экономики», — говорится в докладе.
«Сейчас происходит смещение деятельности малых производственных предприятий в сторону аутсорсинга крупного бизнеса. А крупный бизнес сосредоточен в центральных городах. Поэтому малый бизнес растет в городах-миллионниках, а те, кто существуют автономно, потихоньку умирают», — отмечает завкафедрой теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Плеханова Валерий Масленников.
«У столицы по сравнению с провинцией есть преимущество в количестве потребителей — здесь сконцентрировано 20 млн человек на сравнительно небольшой территории, что обеспечивает высокий оборот, — говорит бизнес-наставник и предприниматель Василий Яньков. — В регионах такого изобилия клиентов нет, поэтому им как раз следует работать над улучшением сервиса и инструментами маркетинга усерднее, чем представителям московского бизнеса, но на деле ситуация противоположная».
Проблему региональных малых предприятий Яньков видит в том, что их руководство привыкло к спокойному течению дел и не готово прикладывать больше усилий в новых, изменчивых экономических условиях. «Сейчас беспечность, лень и "обломовская" мечтательность обходится слишком дорого — предпринимателям необходимо вылезать из комфортной колыбели стагнации и активно работать с новыми реалиями, — сетует он. — Необходимо вступать в переговоры с арендодателями, поставщиками, проводить ряд мероприятий для оптимизации расходов и повышения качества сервиса. Также регионам нужно усиленно использовать интернет-возможности и осваивать законы маркетинга. К сожалению, сейчас как в регионах, так и в Москве все это остается без внимания и используется на уровне времен перестройки».
Валерий Масленников же отмечает определенную положительную тенденцию. «Малый бизнес в сфере производства все же становится привлекателен в условиях кризиса — он снимает издержки бизнеса крупного. Раньше он больше использовался, чтобы оформить разного рода "интересные" потоки, а теперь занимается практической деятельностью», — говорит эксперт.
В сфере же услуг лучше всего дела обстоят у предприятий сегмента «эконом», отмечает генеральный директор юридической компании Urvista Алексей Петропольский. Так, на фоне общего спада более-менее приносят доход автомойки, автосервисы, общепит — и это тенденция по всей России. «Но лучше всего справляются те, кто работал в эконом-сегменте, с социально выдержанными ценами. Количество клиентов у них даже увеличилось за счет тех, кто ушел к ним из премиум-сегмента: не все могут позволить себе стрижку за 1000 рублей и теперь стригутся за 100», — уточняет собеседник «Профиля».
В сфере общепита об открытии нового ресторана или кафе говорят все, а вот о закрытиях, как правило, молчат, замечает эксперт. Например, Ginza закрыла порядка 50% ресторанов в Москве, а у вновь открываемых заведений низкая выживаемость. «То же и в регионах, — говорит Петропольский. — Заведения с ценами на уровне столовой выживают; те, кто ориентировались на более обеспеченную публику, закрываются».
В «Тахометре» отмечается стремление МСП сократить издержки за счет фонда оплаты труда.
Один из способов — серые зарплаты, но есть и другие — законные и незаконные. Среди законных способов самым распространенным стал переход сотрудников на ИП.
«Если внутри вашей организации заинтересованность сотрудников опирается на мотивационный процент по KPI, то этих людей обязывают уволиться из компании, организовать ИП, и в рамках простого договора им платят за услуги по безналичному расчету», — объясняет Петропольский. Это позволяет очень серьезно сэкономить на налогах — и предпринимателю, и ИП придется платить 1,5-6%.
«Это очень распространено в определенных сферах. Менеджеры по продажам в сервисе автозапчастей, фитнес-тренеры, аудиторы, репетиторы из компаний, дающих им работу, уволились, организовали свои ИП и пришли уже на договорную основу как партнеры. Налоговая с этим не может никак бороться, так как это в рамках правового поля», — сетует Петропольский.
Впрочем, некоторые решили вовсе уйти в тень. «Многие в регионах вообще ушли из каких-либо юрисдикций: и продукцию продают "вчерную", и зарплату платят "вчерную", без организации юридического лица. Это те самые "самозанятые граждане", а по сути — мошенники», — говорит Петропольский.
В исследовании «2Б Диалог» отмечается низкое количество предпринимателей, принявших участие в программе льготного кредитования, и ухудшение качества кредитов.
На печальную ситуацию с кредитами для МСП уже долгое время указывают все эксперты.
«Нет реальных активов, которые можно было бы предоставить в качестве обеспечения за кредит. А те обороты, которые есть, даже в торговле, в остатках товара, кредитуются, условно, процентов за 40% от стоимости — то есть совсем по бросовым ценам», — говорит Масленников.
«Не знаю ни одного человека, получившего льготные кредиты. И вообще, эту схему часто используют для откатов внутри банка, — говорит Петропольский. — Любой кредит сейчас можно получить только с залогом, а в залог берут движимое и недвижимое имущество под кабальные проценты. Вдобавок, недвижимость в залог оценят на 20-30% от реальной стоимости. И если не заплатите 20 годовых, то отберут квартиру, и вы не получите вообще ничего».