Вывели из тени
С 2001 года резиденты, то есть проживающие на территории РФ не менее 183 дней в течение календарного года россияне и иностранцы, платят налог с доходов физических лиц (НДФЛ) в размере 13%. Для доходов свыше 5 млн рублей в год применяется повышенная ставка – 15%. Доходы нерезидентов облагаются по ставке 30%. С доходов в виде выигрышей в лотерею или конкурсов, проводимых в рекламных целях, берут 35% НДФЛ.
На парламентских слушаниях 23 мая, где обсуждалась концепция модернизации и совершенствования налоговой системы, шла речь об отмене считавшейся ранее большим достижением и конкурентным преимуществом страны плоской шкалы НДФЛ. Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков (ЕР), вспоминая, как принималась «самая значимая налоговая реформа в России», отметил: «Ситуация тогда и сейчас кардинально отличается». При действовавшей в конце 90-х верхней ставке подоходного налога 45%, а нижней – 12% «собираемость была почти нулевая, и бизнесмен, который уплачивал налоги в соответствии с законодательством, считался чуть ли не слабоумным», сказал депутат. Тогда введение одинаковой для всех шкалы подоходного налога объяснялось необходимостью вывести из тени доходы физлиц.
Рентные отрасли, вклады, прибыль, УСН: какие налоговые изменения предлагает Минфин РФ
Сейчас налоги платят. Именно достигнутые успехи в администрировании налогообложения многие участники думского обсуждения называли аргументом в пользу возможности и необходимости вернуться к более справедливому – прогрессивному НДФЛ. Отметим, что ранее в Госдуму неоднократно вносились законопроекты на эту тему, но правительство их не поддерживало, а думское большинство отклоняло. Чаще всего авторами подобных инициатив выступали депутаты от КПРФ и «Справедливой России» (СР): возвращение прогрессивной шкалы и освобождение от налога граждан с низкими доходами – программные требования этих партий.
Сегодня депутаты и сенаторы из ЛДПР предлагают ввести прогрессивную шкалу НДФЛ, охватывающую шесть групп налогоплательщиков: от 0% – для тех, у кого доход не более 360 тыс. рублей в год (30 тыс. в месяц), до 35% – при доходе свыше 100 млн рублей в год. Депутаты-коммунисты считают, что ставку 30% нужно вводить для годового дохода свыше 10 млн рублей.
Напомним, что СР еще в 2022 году предлагала брать 18% с доходов свыше 50 млн рублей в год. Но правительство тогда сочло необходимым подождать и посмотреть на практику применения повышенной ставки 15% для доходов свыше 5 млн рублей в год, которая была введена в 2021-м, – эти средства поступают в федеральный бюджет, а оттуда направляются в фонд «Круг добра», созданный указом президента для помощи детям с тяжелыми заболеваниями, в том числе редкими (орфанными).
Ступенчатый подход
Концепция изменения системы налогообложения сначала обсуждалась на заседании экспертного совета при комитете Госдумы по бюджету и налогам. И там, и на парламентских слушаниях (в них приняли участие несколько сотен представителей регионов и бизнеса, экспертов, депутатов, сенаторов) министр финансов Антон Силуанов в детали не вдавался. «Параметры изменения НДФЛ для разных категорий доходов мы еще вырабатываем, они еще определяются. Но уже сейчас можно сказать: важно, чтобы <...> предложение о прогрессиях не затронуло большинство граждан и касалось только тех, у кого высокие доходы», – подчеркивал он. Какие именно доходы населения правительство считает высокими, не уточнялось.
Глава Минфина объяснял, что исходить предлагается из принципа справедливости. «Это не инновация. Мировая практика свидетельствует об использовании прогрессии, такой принцип применяется и у наших соседей, где верхняя часть шкалы доходит до 25%, и в странах дальнего зарубежья, где [ставка] до 45–55%. Мы будем предлагать разумную прогрессию, чтобы налогообложение было конкурентоспособно по сравнению с соседями», – говорил Силуанов.
Никто из участников дискуссии не спорил с тем, что «кто много зарабатывает, должен платить больше». При этом глава Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин и первый вице-спикер Александр Жуков отмечали, что очень важно «не перегнуть палку», потому что иначе люди станут уводить зарплаты в тень, и ситуация может откатиться назад. А президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин заметил, что плавное, ступенчатое движение ставок подоходного налога вверх даст возможность более справедливо подходить к налогообложению, «и легче будет гражданам соглашаться с такой мерой».
У правительства достаточно инструментов для предотвращения схем ухода от налогов, по крайней мере в отношении богатых налогоплательщиков, заверил присутствующих Антон Силуанов.
Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров (ЕР) признал, что задача поставлена сложная: «Ведь налог – это обязательный безвозмездный платеж, а когда отдаешь свое, это всегда кажется несправедливым, сколько бы ни отдавал. Может, поэтому исторически так сложилось, что справедливость определяется не только ставкой, но и тем, на что расходуются эти средства». По его словам, альтернативой повышению НДФЛ для части налогоплательщиков могло бы стать увеличение такого косвенного налога, как НДС, «но это сразу приведет к росту цен и ударит по самым незащищенным людям». Глава Минфина согласился с тем, что разгонять и без того высокую инфляцию, повышая НДС, сейчас не стоит.
Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров (слева)и глава Минфина Антон Силуанов, 20 мая 2024
Дмитрий Духанин/Коммерсантъ/Vostock PhotoНалоговые вычеты
Дифференциация ставок НДФЛ нужна, но важны пороги, с которых они будут вводиться, подчеркнул глава РСПП Александр Шохин, так как «категория обеспеченности субъективна, средний класс затрагивать повышенными ставками нельзя». Глава думского комитета по малому и среднему предпринимательству Александр Демин («Новые люди»), в частности, предложил не повышать налоги для тех, кто зарабатывает до 5 млн рублей в год, чтобы «не загубить средний класс на корню».
Спикер Госдумы Вячеслав Володин, в свою очередь, выразил надежду, что ставки по НДФЛ, которые скоро должно будет назвать правительство, «точно не дотянут» до параметров, установленных, например, во Франции и других государствах. Напомним, что во Франции применяется прогрессивная шкала ставок налога на доходы, которая состоит из пяти позиций. Те, чей доход ниже минимального порога, налог вообще не платят. Максимальная ставка составляет 45% – она установлена для тех, чей доход превышает 177 тысяч евро в год.
В России не облагаемого подоходным налогом минимума нет. И, судя по всему, не появится. Антон Силуанов объяснил, что справедливость будет достигаться за счет налоговых вычетов, семьям с детьми прежде всего. Министр напомнил о поручении президента с 2025 года увеличить размер стандартного налогового вычета на второго ребенка до 2,8 тыс. рублей, на третьего и каждого последующего – до 6 тыс., а сумму предельного дохода налогоплательщика, имеющего право на такой вычет, поднять до 450 тыс. рублей в год.
Сейчас вычеты по НДФЛ для семей с детьми тоже есть: на первого и второго ребенка – по 1400 рублей, на третьего и каждого последующего – по 3000 рублей, причем право на вычет утрачивается при достижении дохода 350 тыс. рублей с начала года. На сайте ФНС приводится пример расчета: мать четверых несовершеннолетних детей с зарплатой 40 тыс. рублей без вычета получала бы на руки 34,8 тыс., а с вычетами – 35 944 руб. Но только до августа, потому что именно в этом месяце ее налогооблагаемый доход достигнет порога 350 тыс. рублей.
Кстати, налоговые вычеты с 2025 года президент поручил установить и для налогоплательщиков, которые регулярно проходят диспансеризацию и успешно сдают нормы ГТО.
Сегодня для получения налоговых вычетов семьям требуется собрать много справок, затем предоставить их работодателю, что требует и времени, и средств. Антон Силуанов признал наличие проблемы, но напомнил о еще одном поручении президента – обеспечить предоставление такого вычета в беззаявительном порядке. Правда, придется подождать: механизм автоматического начисления налоговых вычетов будет запущен лишь в 2026 году.
Куда пойдут налоги
«Если деньги пойдут на решение понятных всем социальных задач, те, кто будет через повышенные налоги их финансировать, не будут возражать», – считает Александр Шохин.
Правительство обещает именно это: направлять полученные в результате повышения НДФЛ для отдельных категорий граждан средства на социальные нужды, на финансирование нацпроектов «Семья», «Молодежь России», «Активная продолжительная жизнь», на продление программы материнского капитала.
Комиссия кабмина одобрила предложения Минфина РФ по совершенствованию налоговой системы
В качестве удачного примера обычно приводится целевое направление сумм, полученных от повышенной ставки налогообложения, в федеральный фонд «Круг добра». В 2021 году фонд потратил на помощь и покупку дорогостоящих лекарств детям с тяжелыми и редкими болезнями 30,9 млрд рублей, в 2022-м – 61,4 млрд, в 2023-м – уже 120,9 млрд рублей. «ФНС по итогам каждого года направляет тем, кто заплатил 15%, уведомление и говорит спасибо, что удалось спасти жизнь детям. Это образец отношений между государством и налогоплательщиком», – подчеркнул Андрей Макаров.
Детали того, как и кому будут распределяться собранные за счет введения новых ставок НДФЛ деньги, пока неизвестны.
Обсуждая аспекты налоговых изменений, многие участники выражали обеспокоенность судьбой самозанятых граждан. Александр Калинин («Опора России») напомнил, что плательщиков налога на профессиональный доход в стране уже около 10 млн человек – «огромное число электората». Принятый в 2018-м закон гарантировал им неизменные ставки налогов: 4% в случае оказания услуг гражданам и 6% – организациям. «Есть у них возможность заплатить больше? Конечно, есть. Но мы обещали десять лет их не трогать. Государство должно держать свои обещания», – заверил Андрей Макаров. Министр финансов поддержал предложение депутатов и бизнеса «не трогать» самозанятых до 2028 года.
Сроки поджимают
Основные параметры налоговых изменений будут зафиксированы на шесть лет, до 2030-го, это даст стабильность и предсказуемость, считают в Минфине. Столь масштабные изменения (прогрессивный НДФЛ – лишь часть проекта) требуют серьезной и длительной подготовки. Время понадобится и регионам, и муниципалитетам, и гражданам, и бизнесу. В силу нововведения должны будут вступить с 1 января 2025 года.
«Кровь из носу надо принять необходимые законы до конца весенней сессии», – заявил глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. Напомним, что весенняя сессия Госдумы закроется в конце июля. Чтобы реализовать все планы, понадобится внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, а также в бюджет на 2024–2026 годы. Ни один из проектов еще не прошел обсуждение на заседании правительства и в Госдуму не внесен. Видимо, это должно случиться в ближайшее время.
Все высказанные на парламентских слушаниях рекомендации будут направлены в правительство. «Дальше разговор должен перейти в конкретику, чтобы люди услышали проценты, нормы», – сказал Вячеслав Володин. Нормы и проценты будут обсуждаться уже в рамках парламентских комитетов.