- Раскинуть сети портов
- Северным морским путем
- Реки уходят вглубь
- Дороги подтянут к нормативу
- Железнодорожные проекты
Раскинуть сети портов
В этом году завершится реализация федеральных проектов «Развитие морских портов» и «Внутренние водные пути», входящих в Комплексный план развития магистральной инфраструктуры до 2024 года. Перспективы развития водного транспорта с 2025 по 2030 год будут определены в новых федеральных проектах «Развитие опорной сети морских портов» и «Развитие инфраструктуры опорной сети внутренних водных путей».
Что сдерживает логистический бум на восточных рубежах России
Финансирование проектов строительства и развития морских портов оценивается в 541,1 млрд рублей. Из федерального бюджета выделят 41,1 млрд, остальные полтриллиона рублей будут взяты из внебюджетных источников. «Для развития опорной сети морских портов планируется реализация 30 мероприятий в 16 морских портах, что позволит увеличить их мощности почти на 232 миллиона тонн с 2025 по 2030 год», – уточнил Старовойт.
Сейчас совокупные мощности российских морских портов достигают 1,3 млрд тонн. Таким образом, прирост грузооборота составит 17%. Прирост портовых мощностей в Азово-Черноморском бассейне ожидается на уровне 38,6 млн тонн, на международном транспортном коридоре «Север – Юг» – 5,3 млн тонн, на Северо-Западе России – 66,4 млн тонн, на Дальнем Востоке – 121,49 млн тонн.
Среди ключевых портовых проектов министр назвал развитие морского угольного терминала «Порт Эльга» (Хабаровский край), строительство универсального перегрузочного комплекса на Новороссийском судоремонтном заводе, создание многофункционального грузового района в порту Корсаков (о. Сахалин) и западного транспортно-логистического узла для перевалки транзитных контейнерных грузов.
Северным морским путем
В рамках реализации федерального проекта «Развитие Северного морского пути» планируется достижение к 2030 году объема грузоперевозок не менее 150 млн тонн и суммарной мощности морских портов в акватории Севморпути – более 127 млн тонн, сообщил Старовойт. В 2023-м объем грузоперевозок по этому маршруту составил рекордные 36,254 млн тонн.
Строительство морского порта "Лавна" в Мурманской области
Лев Федосеев/ТАССФинансирование развития Севморпути в 2025–2030 годах оценивается в 946,2 млрд рублей, из них средства федерального бюджета составят 212,4 млрд. Ключевые направления: строительство ледокольного, вспомогательного и аварийно-спасательного флота (недавно был заложен ледокол «Ленинград» для проводок судов по маршруту), строительство портовой инфраструктуры и развитие каботажных перевозок.
Реки уходят вглубь
Поработают транспортники и над реками. Федеральная программа развития внутренних водных путей предполагает обеспечение гарантированной глубины Единой глубоководной системы европейской части России для прохода судов с осадкой до 3,6 м.
Ключевыми мероприятиями проекта являются строительство Багаевского гидроузла на реке Дон, реконструкция шлюзов Городецкого гидроузла (Нижний Новгород), комплексный проект реконструкции инфраструктуры канала им. Москвы, а также проект реконструкции гидротехнических сооружений на Волге. На развитие внутренних водных путей в 2025–2030 годах из средств федерального бюджета предполагается выделить 162,3 млрд рублей.
Дороги подтянут к нормативу
На материковой части страны реализуются дорожный нацпроект «Безопасные качественные дороги» (БКД) и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В их нынешнем виде они просуществуют до конца лета этого года.
К 1 сентября должны быть полностью оформлены и скоординированы между собой два новых национальных проекта – «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни». Такое поручение дал президент России в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
Высокий дорожный сезон: кому выгодны скоростные автомобильные трассы
По словам Старовойта, в 2024-м по нацпроекту БКД обновят 3,36 тыс. км региональной опорной сети автодорог. Ее развитие – это ключевое направление пятилетнего плана дорожной деятельности.
Дороги, входящие в опорную сеть, имеют стратегическое значение для развития страны, подчеркнул заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин. Это федеральные и региональные трассы, формирующие транспортный каркас, по которым движется большой поток машин, грузов и пассажиров. «Крайне важно заниматься поддержанием и развитием этих участков. В этом году в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" среди дорог регионального значения, входящих в опорную сеть, приведем к нормативу порядка 3,36 тысячи километров объектов», – рассказал он.
В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» предполагается увеличение к 2030-му в агломерациях и городах страны доли парка общественного транспорта со сроком эксплуатации не старше нормативного до 85%.
Кроме того, будут отремонтированы до 60% дорог регионального значения и до 85% федеральных трасс и дорог крупнейших агломераций и опорной сети дорог. Отметим, что протяженность автомобильных дорог опорной сети России составляет 140,5 тыс. км.
Железнодорожные проекты
Глава Минтранса рассказал также о создании в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) был представлен макет этой ВСМ.
Применим ли в России китайский опыт строительства высокоскоростных железных дорог?
Предполагается, что высокоскоростные поезда поедут по ней в 2028 году, добраться из Москвы до Петербурга можно будет за 2 часа 15 минут. Максимальная скорость поездов составит 400 км/ч, эксплуатационная – 360 км/ч.
В России есть и другие проекты ВСМ. Так, в утвержденной правительством РФ стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года три проекта ВСМ: Москва – Санкт-Петербург (ВСМ-1), Москва – Казань (ВСМ-2) и Москва – Ростов-на-Дону – Адлер (ВСМ-3). Сроки реализации этих магистралей весьма туманны. К примеру, ожидается, что ВСМ-2 дотянут до Казани лишь в 2036-м.