Главный секрет чиновника
Дело в том, что пока еще сложно оценить реальные масштабы экономических потерь. А вот к концу второго квартала, когда значительная часть ограничительных мер будет снята, подоспеют и статистические данные: уровень безработицы, задолженность предприятий, падение грузооборота и пассажиропотока и т. д. То есть формальные показатели, с помощью которых можно обосновать принятие тех или иных решений.
«Самое главное правило чиновников, это обложиться объяснениями, зачем ты что-то делаешь, – говорит доцент РАНХиГС, экономист Сергей Хестанов. – Ведь что бы ты ни сделал, найдется проверяющий, который подвергнет это сомнению, и без надежной статистики доказать что-то будет невозможно. А это значит принять на себя очень большие риски, вплоть до уголовной ответственности – этого никто не хочет». Скорее всего, решительные действия мы увидим не ранее середины июля – лишь к этому времени «подобьется» необходимая статистика. Судите сами: в условиях карантина мы провели где-то полтора месяца, а статистические выкладки есть только за апрель. В идеале надо иметь данные за квартал. То есть нужно дождаться конца июня плюс дать еще две-три недели, чтобы Росстат сделал подсчеты. Вот и получается, что реальные подвижки начнутся в середине или даже к концу лета.
Зачем вам деньги?
Что касается непосредственно антикризисных и восстановительных мер, то наиболее рациональными эксперты называют те, которые так или иначе связаны с прямой поддержкой граждан. Эти средства в любом случае попадут в реальную экономику.
Pro et contra: возможные риски плана правительства по восстановлению экономики
Тем паче, что нынешний кризис, по словам директора Института стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, начинался именно как кризис спроса. Поэтому важно доводить деньги до людей, чтобы они могли приобретать необходимые товары, услуги, и стимулировать таким образом провалившийся спрос. Основными драйверами могут стать пищевая промышленность и фармацевтика, которые будут «нагружать» сельское хозяйство, машиностроение, транспорт и т. д. Все это не позволит экономике сжаться «слишком сильно».
Именно поэтому многие правительства прибегли к так называемой «вертолетной» раздаче денег населению. Власти Соединенных Штатов объявили о разовой выплате $1,2 тысячи гражданам с годовым доходом менее $75 тысяч. Во Франции правительство обязалось выплачивать 84% зарплаты всем, кто из-за COVID-19 оказался безработным. В Южной Корее домохозяйствам с доходами ниже среднего полагались денежные выплаты, эквивалентные $820. В Сингапуре вообще всем гражданам старше 21 года пообещали по 600 сингапурских долларов (это чуть больше $400). Деньги своим гражданам выплачивали также власти Австралии, Испании, Чехии, Гонконга и т.д.
Российские же чиновники заняли другую позицию: раздача денег обычным людям – это ненужно и вредно. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина в конце апреля заявила, что подобные меры грозят нашей экономике «взрывной» инфляцией, а в этом случае на розданные «денежные знаки» трудно будет что-то купить. О том же говорил и министр финансов Антон Силуанов. Данная мера, по его версии, имела бы смысл, будь наш рубль одной из мировых резервных валют, вроде доллара США или евро. А так последствия могут оказаться непредсказуемыми, а всплеск инфляции, если что, не подстегнет спрос, а приведет к его сжатию.
В итоге российские власти все же решились поддержать финансово некоторые категории граждан, но масштабы этой поддержки, по правде сказать, не очень-то впечатляют. Сначала семьям, получившим сертификат на материнский капитал, было обещано по 5 тысяч рублей в месяц на каждого ребенка в возрасте до трех лет, позже эту меру распространили на все семьи с детьми этого возраста. По 10 тысяч рублей выплатят на каждого ребенка от 3 лет и до 15 лет включительно. По четыре и три тысячи рублей начислили жителям Москвы и Подмосковья, чтобы те соблюдали режим самоизоляции. Было повышено до уровня МРОТ пособие по безработице. Ну, вот практически и все.
Получит ли бизнес плюшки
Если говорить о поддержке бизнеса, то меры по списанию части налогов для малых, средних компаний и индивидуальных предпринимателей, естественно, можно только приветствовать. Так же, как и гранты на выплату зарплат, пусть и в размере МРОТ, кредитные каникулы, программы беспроцентных ссуд, возврат налогов за 2019 год для самозанятых граждан и т.д.
Однако, как уверяет Сергей Хестанов, значительная часть инициатив, связанных с поддержкой бизнеса, видимо, писалась по принципу «главное, чтобы красиво звучало, а там видно будет». Дело в том, что «большая часть мер поддержки прописана так, что формально удовлетворить необходимым требованиям для получения этой поддержки практически невозможно». То есть многие потенциальные получатели помощи (возможно, большинство) рискуют остаться ни с чем.
Отчасти сложность процедур связана все с той же статистикой. Вернее, с ее отсутствием – не имея на руках всех экономических выкладок, чиновники боятся дать денег или предоставить льготы компаниям, которым эти деньги и льготы не положены.
Собеседник «Профиля» полагает, что усилия властей по восстановлению экономики в итоге сведутся к шагам, которые делались во время кризисов 2008–2009 и 2014–2015 годов. Основные «плюшки» достанутся т. н. системообразующим банкам, крупным госпредприятиям, точечно будут финансироваться инфраструктурные проекты и авиакомпании. А все остальное будет либо «стоять на паузе», либо носить по большей части декларативный характер – в ожидании, что мировая конъюнктура изменится и «отскок» произойдет сам собой.