Стоит напомнить, что в 2015 году этот показатель составил 10,1%, а теперь находится в пределах инфляции. Впрочем, в действительности в разных регионах темпы роста тарифов ЖКХ, как правило, существенно различаются.
Самый низкий порог в 2020 году установлен для Ненецкого автономного округа — 2,4%, Пермского края и Мурманской области — 3%. Максимальный: для Чеченской Республики — 6%, Кабардино-Балкарии — 5,4%, Дагестана — 5,2% и Ингушетии — 5,1%.
Следом идут Москва, Бурятия, Якутия и Омская область, где запрограммирован рост тарифов на 5%. В остальных регионах услуги ЖКХ подорожают в диапазоне от 3,6 до 4%.
Необходимо уточнить, что речь идет все-таки о средних показателях. На деле изменение размеров коммунальных платежей может быть более существенным, причем как вверх, так и вниз.
Такое происходило и прежде. В 2018 году в Чечне услуги ЖКХ, по данным Росстата, подорожали на 11,4% при установленном правительством «потолке» 3,4%. А в Камчатском крае коммунальные тарифы, напротив, снизились на 3,8% вместо «санкционированного» повышения на 5%.
Порядок цифр в квитанциях за квартплату, электроэнергию и газ зависит от многих факторов. Изначально предложения по корректировке тарифов за коммуналку формируют власти субъектов РФ. Заявки должны быть обоснованы.
В частности, потребностями в финансировании инвестиционных программ, темпами повышения тарифов ЖКХ в предыдущие годы, обеспеченностью жилых домов приборами учета и т.д. Предложения субъектов Федерации рассматривают в Москве.
Окончательный уровень предельных индексов роста платежей за коммунальные услуги для каждого региона своим распоряжением осенью утверждает правительство РФ. Этот документ — настольная книга для местных властей, на основании которой они устанавливают собственные пороговые значения изменения тарифов ЖКХ на следующий год.
Свою лепту вносят и муниципалитеты. Для них действует правило, согласно которому рост коммунальных тарифов не должен превышать индекса, установленного для конкретной территории.
В результате квартплата нередко растет более высокими темпами, чем ожидают граждане, ориентирующиеся на решения правительства. Например, если для какого-то региона рост тарифов ЖКХ на 2020 год ограничен 3,6%, то муниципалитеты вправе сыграть на повышение. В итоге ставки могут даже удваиваться, достигать 7,2%.
Впрочем, и это не предел. В определенных случаях региональные власти, заручившись согласием ФАС, могут согласовать муниципалитетам рост тарифов на коммунальные услуги на более высоком уровне. Основания — инвестиционные программы, затраты на реализацию проектов развития систем коммунальной инфраструктуры или обязательства в рамках концессионных соглашений.
Кроме того, следует помнить, что помимо услуг ЖКХ — горячего и холодного водоснабжения, отопления, канализации, вывоза мусора — граждане оплачивают содержание жилья. Тарифы на эти услуги устанавливают управляющие компании, ТСЖ или муниципалитеты.
Могут повышать, а могут и снижать. Например, в 2018 году средний рост платы за жилищные услуги составил 3,2%. При этом в Севастополе она снизилась на 4,4%, а в Псковской области, напротив, увеличилась на 17,2%.
Что будет происходить с тарифами ЖКХ в 2020 году, полной ясности пока нет. Определенно можно сказать лишь одно — для большинства регионов подорожанием коммунальных услуг на 4%, о чем заявили в ФАС, дело не ограничится.
Автор - аналитик Института комплексных стратегических исследований