С января 2020 года глава правительства получает около 620 тысяч рублей в месяц – немногим более 7,4 млн рублей в год.
Таким образом, глава госкомпании сможет зарабатывать примерно 22–23 млн рублей в год. И это при том, что сейчас некоторые руководители за день зарабатывают до 5 млн рублей.
Между тем, по данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2018 году составила 43 724 рубля, а в 2019-м – 47 867 рублей. Причем не секрет, что существует большая разница в уровне оплаты труда не только между регионами и отраслями, но и между сотрудниками в одной организации.
Впрочем, это явление не чисто российское. Дифференциация в оплате труда работников различных сфер деятельности и квалификационных групп, профессий существует во всех странах мира.
Этому есть объективные причины, которые объясняют существование разных размеров вознаграждений. В частности, сложность и опасность труда, ответственность, отраслевая принадлежность и т. п.
Если рассматривать отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по видам экономической деятельности со среднестатистическим по России, то самая большая дифференциация наблюдается в сфере добычи сырой нефти и природного газа – в 2,9 раза. В сфере почтовой связи и курьерской службы разрыв составляет только 57%.
При этом разница в размере оплаты труда руководителей и рядовых рабочих достигает 4,3 раза в области информации и связи, в 2 раза в сельском хозяйстве. Однако на самом деле различия огромные.
Для наглядности можно использовать коэффициент Джини, определяющий степень расслоения общества по уровню доходов. Оптимальным принято считать 0,33. В большинстве развитых стран мира он не превышает 0,35. В России коэффициент Джини существенно выше – 0,42.
Это свидетельствует о серьезных диспропорциях в системе оплаты труда различных категорий работников, что создает предпосылки для возникновения социальной напряженности в обществе. В связи с этим инициатива правительства ограничить вознаграждение топ-менеджерам госкомпаний и госкорпораций в условиях глубокого экономического кризиса выглядит оправданной, особенно в увязке с другими антикризисными мерами.
В Трудовом кодексе РФ прописаны ограничения только по размеру минимальной заработной платы – он не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом. Верхние же границы и дифференциация оплаты труда различных категорий работников не установлены.
Коммерческие структуры вопрос решают по своему усмотрению, например, руководствуясь системой грейдов – ранжированием должностей с точки зрения их важности для компании.
Для бюджетных организаций настольные книги – Трудовой кодекс РФ и Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». В связи с этим понятна логика правительства – привязать верхний потолок зарплаты топ-менеджеров госкомпаний и корпораций к трехкратному размеру зарплаты премьера.
Если данный проект будет реализован, то придется переписывать список Forbes. В действующем первые строчки среди российских долларовых миллионеров занимают как раз руководители государственных корпораций.
Характерная деталь – из года в год их доходы растут быстрее, чем доходы рядовых сотрудников. Например, средняя заработная плата топ-менеджеров в нефтегазовой отрасли по итогам 2019 года выросла на 45%, в то время как общий рост по отрасли составил чуть больше 20%.
В целом же труд российских и иностранных топ-менеджеров на рынке ценится примерно одинаково. На 20–30% больше наших зарабатывают руководители крупных компаний в США и Германии, а с Францией, Великобританией и Турцией показатели практически сопоставимы.
Отечественные специалисты высшего звена конкурентоспособны на рынке не только по уровню доходов, но и в профессиональном отношении. Многие из них получили прекрасное образование, прошли стажировки в западных компаниях, обучались по президентской программе подготовки управленческих кадров.
Зато по уровню зарплат рядового персонала Россия сегодня безнадежно отстает от других стран. Наемный работник у нас в среднем получает почти в 8 раз меньше, чем его коллега в Германии, и в 6 раз меньше, чем в США.
С учетом всех этих обстоятельств исполнительной и законодательной власти, как представляется, самое время задуматься о ликвидации дифференциации в оплате труда. Задачу можно решать не только снижением размеров денежного вознаграждения для представителей высшего звена, но и повышением средней зарплаты, причем не только в госкомпаниях, а в экономике в целом.
Автор – доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ им. Г.В. Плеханова.