В первом случае речь шла о долге в $21,6 млрд перед 17 странами клуба, во втором — о задолженности перед частными банками Западной Европы, США и Японии по кредитам, полученным до 31 декабря 1991 года.
На прошлой неделе стало известно о погашении долга перед другой страной бывшей Югославии — Македонией. 17 февраля источник «Известий» в правительстве сообщил, что соглашение о выплате последнего долга — Боснии и Герцеговине — готово, и вопрос должен быть закрыт до лета 2017 года. Утверждается, что таким образом Россия на сей раз окончательно расплатится по долгам бывшего СССР.
Задолженность СССР на момент распада оценивали примерно в $57 млрд. Если Лондонскому и Парижскому клубам СССР задолжал, начав занимать за рубежом после смерти Леонида Брежнева, то долг перед странами бывшей Югославии возник из-за разницы в стоимости продукции, которую друг другу поставляли две страны по обмену.
Россия расплачивается по долгам СССР в одиночку по «нулевому соглашению»: РФ берет на себя долги, страны бывшего СССР не претендуют на зарубежную собственность распавшейся страны. Впрочем, Украина так и не утвердила это соглашение, и вопрос с ней остается нерешенным до сих пор.
Первой была погашена задолженность перед Парижским клубом — более 10 лет назад.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН и профессор ВШЭ Алексей Портанский объяснил «Профилю», что при выстраивании приоритетности расчетов по долгам страны учитывается размер долга, страна-кредитор, политические обстоятельства.
Несмотря на то, что досрочное погашение долгов Парижскому клубу критики называли, скорее, политичекой акцией, в нем был и экономический, и политический расчет. «Мы являемся членом Парижского клуба, но нам было важно рассчитаться по долгам, чтобы стать его полноправным участником, — говорит Портанский. — Пока у нас была большая задолженность по долгам Парижского клуба, мы не могли себя чувствовать себя в нем на равных и решать вопросы в отношении других стран».
Российский государственный внешний долг в 2016 году меньше долга СССР на момент распада — $38,6 млрд. «Конечно, Россия находится в лучшем положении, — говорит Портанский. — Самое тяжелое положение было, когда мы приняли на себя долг после распада Советского Союза. Он был достаточно большим. Сейчас ситуация по части долга у нас, можно сказать, нормальная».
Государство сейчас старается экономить и не прибегать к значительным внешним заимствованиям. Однако существует еще корпоративный долг. «И вот тут в игру вступают санкции, — объясняет Портанский. — Начиная с конца 2014 года, наши крупные компании не могли перекредитовываться. Закрытие рынков заемного капитала — вопрос, в котором санкции особенно чувствительны для нас. С 2015 года нашим крупным компаниям пришлось выплачивать очень большие деньги, которые никогда раньше не выплачивались. И это не могло не сказаться на бизнесе. В конце 2014 года называлась сумма порядка $120 млрд на ближайшие год-полтора».
Вопрос о том, стоит ли государству наращивать долг, чтобы стимулировать экономический рост, противоречив, говорит эксперт.
«Это нормальная практика — занимать, — считает он. — Если у нас небольшая задолженность, и нам нужны средства под какие-то проекты, то совершенно естественно взять в кредит. Это прежде всего относится к предпринимателям, к государству — в меньшей степени. Но бизнес должен занимать. Например, если это крупная нефтяная или газовая компания, то ей верят, потому что у нее есть большие месторождения, и потенциал позволяет ей брать в долг. Иное дело, что сейчас для многих крупных компаний этот путь закрыт из-за санкций».
Внимание СМИ к новости о погашении последних долгов СССР раскритиковал Геннадий Зюганов. Он утверждает, что такие сообщения только отвлекают от реальных проблем страны, а долг СССР был не таким большим, как у России в первые годы после распада Советского Союза.