Профиль

Просто садись в такси

©

Как рассказали в Uber, все пассажиры моложе 75 лет будут автоматически страховаться на время поездки на сумму до 500 тысяч рублей в зависимости от города, марки автомобиля и протяженности маршрута. Никаких полисов при этом оформляться не будет: для того чтобы попасть под действие договора страхования, клиентам достаточно будет просто сесть в машину.

Страховщиком выступает российский филиал швейцарской Chubb. Два года назад она, как и сам Uber, пережила глобальную корпоративную трансформацию. Правда, тогда это было не слияние, а поглощение — контрольный пакет компании приобрела американская ACE, решившая работать под брендом Chubb как более узнаваемым. На российский рынок компания пришла в 2004 году.

При этом Uber обещает взять все расходы по страхованию на себя — пассажиры не заметят повышения цен. При наступлении страхового случая водитель первым делом сообщит о нем в службу поддержки агрегатора, а уже та свяжется со страховщиком, который будет договариваться с пострадавшими.

На первом этапе, который продлится до конца года, страхование пассажиров будет доступно только в тестовом режиме и только в Казани. Если эксперимент будет признан успешным, его могут распространить и на другие регионы.

Uber — не первый, кто задумался о страховании своих пассажиров. В России пионером стала «Яндекс.Такси», незадолго до этого объединившаяся с филиалом тогда еще компании Трейвиса Каланика на просторах СНГ (по условиям сделки, 59,3% совместного предприятия перешло под контроль «Яндекса», 36,6% — Uber, а взносы партнеров составили 100 и 225 миллионов долларов, соответственно). При слиянии стороны договорились сохранить свои приложения, а значит — фактически продолжать работать порознь.

В августе СМИ писали о переговорах между «Яндекс.Такси» и сразу несколькими страховщиками, среди которых были «Ингосстрах», РЕСО и ВСК. Компания не рассказывала, как именно собирается наладить процедуру страхования, известно было лишь то, что предметом договоров станут жизнь и здоровье пассажиров на время поездки.

«Яндекс» тоже собирался протестировать новую опцию в нескольких городах. Сообщалось, что во время пилотного проекта страховая сумма может составить два миллиона рублей. Участники рынка предполагали, что страховка может увеличить стоимость поездки на 3-5 рублей. Ожидается ,что страховка будет распространяться не только на пассажиров, но и на водителя — его страховая сумма также будет равняться двум миллионам рублей. Размер водительской комиссии (19% от стоимости поездки и 12% — при брендированном автомобиле) при этом не изменится.

На прошлой неделе сервис для вызова премиальных автомобилей Wheely заявил, что первым в России не просто задумался о страховании пассажиров, но и полноценно запустил такую услугу. Партнером компании стала ВСК (которая разработала для Wheely специальную программу), страховая сумма для каждой поездке составила 2,5 миллиона рублей, а в список страховых случаев вошли травмы, инвалидность и смерть пассажиров (причем всех, а не только заказавшего машину). По слухам, Wheely платит ВСК от 11 до 14 рублей за каждую поездку.

Остальные агрегаторы рассказывали, что пока не могут позволить себе страховать клиентов на регулярной основе. В компании «Максим» говорили, что при помощи специальной комиссии отдельно разбирают каждую аварию, в которой пострадали пассажир или водитель.

По действующему закону, все автомобили в России должны быть застрахованы по ОСАГО. Стандартный договор предусматривает выплаты не только собственнику поврежденной машины, но и пострадавшим пассажирам — для этого достаточно доказать вред здоровью или имуществу.

Однако, если пассажиру мало того, что ему выплатили по ОСАГО, он может подать дополнительный иск. И вот тут могут возникнуть сложности. В России действует система обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП), по которой жизнь и здоровье пассажира любого вида транспорта автоматически страхуется на два миллиона рублей — перевозчики заключают отдельные договоры со страховщиками.

Но в эту систему не входит единственный вид транспорта — легковое такси. Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) пытается заполнить этот правовой вакуум, предлагая поправки к законам. Организации удалось заручиться поддержкой Минтранса, который, в свою очередь, еще в мае поручил ЦБ (регулирует рынок страхования) заняться вопросом. Однако и чиновники, и эксперты отмечают, что проблема не решится в короткие сроки — слишком много юридических нюансов нужно урегулировать.

В качестве одного из вариантов предлагается снизить тарифы ОСАГО для таксопарков, тем самым, мотивировав их страховать свою ответственность. Ситуация осложняется тем, что на рынке в данный момент доминируют агрегаторы, не имеющие никаких трудовых отношений с таксистами — «Яндекс.Такси», Uber и их коллеги просто предоставляют своим партнерам или напрямую водителям (при наличии статуса ИП) свое приложение.

Таким образом, сейчас пассажиры могут гарантированно получить выплаты только в рамках ОСАГО. Опрошенные «Профилем» юристы затруднились ответить на вопрос, как лучше действовать пострадавшему пассажиру в подобной ситуации. Партнер юридической компании «ССГ Групп» Александр Беленко отмечает прецеденты судебного разбирательства непосредственно с таксистами: по его словам, суды принимают иски к водителям, находившимся за рулем во время аварии.

Пока же агрегаторы добровольно начинают страховать жизнь и здоровье своих клиентов. Аналитики называют это своеобразным демпингом — компании не имеют возможности дальше снижать свои цены из-за и без того небольших комиссий. Если примеру «Яндекс.Такси» и Uber последуют их конкуренты, вопрос со страхованием пассажиров такси может решиться сам собой без вмешательства государства.

Самое читаемое
Exit mobile version