Из-за угрозы коронавируса мировой рынок труда сильно изменился – буквально за несколько недель многие компании полностью или частично отправили своих сотрудников из офисов домой. Российский бизнес не стал исключением. В конце марта аналитики различных сервисов о поиске работы по итогам опросов сообщали, что рекомендации о переходе на «домашний» режим получили от 10% до 40% занятых россиян. В лидерах оказалась Москва, где новый формат занятости освоили до половины трудящихся, в основном из ИТ-сферы, науки и образования, маркетинга и PR.
Как массовый переход на онлайн-работу повлиял на российский бизнес
Официальные данные от чиновников скромнее. Порядка 10% всех работающих граждан находятся в режиме удаленной занятости, сообщил 17 июня глава Минтруда Антон Котяков со ссылкой на данные мониторинга «Работа в России». По его словам, удаленная занятость оказалась для некоторых компаний оптимальным режимом организации труда. Даже с учетом снятия ограничений снижение числа граждан, находящихся на таком режиме, произошло всего на 1%, рассказал он.
Такой формат взаимодействия оказался выгоден для ряда сотрудников и компаний. Первые не тратят время и деньги на дорогу, вторые – на содержание офисов. «В первую очередь компании смогут экономить на офисных квадратных метрах. При наличии «дежурств» сотрудников в офисах потребуется куда меньше месте и расходы на «чай-кофе-печенюшки» также должны существенно сократится», – говорит хедхантер-legalholic Ольга Демидова.
Негибкая «удаленка»
Стихийно произошедшие изменения на рынке труда заставили чиновников и законодателей ускориться с принятием законодательных изменений по части удаленной занятости. В Госдуму в середине июня был внесен законопроект, упрощающий организацию работу сотрудников вне офиса. Среди его авторов главы обеих палат российского парламента Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин, что фактически гарантирует скорое принятие закона.
Бизнес спасается незаконными увольнениями и сокращениями зарплат
Авторы документа признали, что «российское трудовое законодательство оказалось не готовым» к массовому переходу на «удаленку». Причина – недостаточная гибкость и ограниченные возможности применения информационно-коммуникационных технологий в трудовых отношениях.
Несмотря на существование в Трудовом кодексе с 2013 года понятия дистанционной занятости, многие компании не спешили им пользоваться. По данным Росстата, только 30 тысяч россиян из 67,1 млн занятых в 2019 году официально трудились дистанционно, говорится в пояснительной записке к проекту.
Причин тому несколько, рассказывают юристы и сотрудники кадровых служб. Одна из них – несовременность законодательства. Сейчас Трудовой кодекс не предусматривает заключение «комбинированных» трудовых договоров, когда сотрудник часть времени проводит в офисе, а часть – трудится удаленно, рассказывает адвокат юргруппы «Яковлев и партнеры» Федор Жуков. Существующие нормы позволяют выбирать только один формат взаимоотношений – либо традиционный трудовой договор, либо о дистанционной занятости.
На практике же такие комбинированные форматы существуют давно. Компании все чаще разрешают сотрудникам на пятидневке один день трудиться из дома. «Многие документально это не оформляют, так как нет четкого ответа о возможности сочетания дистанционной и работы в офисе», – рассказывает руководитель кадровой службы КСК групп Аида Ибрагимова.
Отсутствие какого-либо документального соглашения об этом может привести к проблемам. «Из судебной практики известны ситуации, когда недобросовестные работодатели в конфликтной ситуации фиксировали временную «удаленку» как прогул», говорится в пояснительной записке к проекту.
Проект должен устранить эти проблемы, рассчитывают его авторы. Он легализует уже де-факто сложившиеся на рынке форматы дистанционной (удаленной) работы: постоянную, временную и комбинированную, когда сотрудник какую-то часть времени проводит на территории фирмы, а какую-то на своей, например, дома.
«Удаленка»-упрощенка
Законопроект поможет избежать ситуации, с которой столкнулся бизнес весной 2020 года из-за коронавируса. Сотрудников надо было отправить на «удаленку», но как оформить это, было непонятно, рассказывают юристы. По словам адвоката Федора Жукова, поначалу многие компании не знали, спрашивать ли согласие работников, будут ли иметь юридическую силу документы, которыми они обмениваются с ними по электронным каналам связи, включая мессенджеры.
Поправки в Трудовой кодекс предусматривают упрощенные правила перевода сотрудников на «удаленку» в исключительных случаях: при катастрофах, авариях, пожарах, наводнениях, землетрясениях, эпидемиях и т.д. В таких ситуациях заключение дополнительного соглашения к трудовому договору не потребуется. Достаточно будет локального акта компании. В нем, в частности, должен быть указан список сотрудников, согласных временно сменить офис на свой дом.
«Основной плюс такого упрощенного порядка в том, что не нужно оформлять дополнительные соглашения с каждым человеком об удаленной работе, для этого достаточно издание локального нормативного акта», – объясняет Аида Ибрагимова.
Однако она обращает внимание на неясность в проекте, которая может загубить всю идею. «Если дополнительное соглашение можно не заключать, то как доказать, что удаленная работа введена с согласия сотрудника? Достаточно ли его просто ознакомить с локальным актом, или же надо будет брать какое-то заявление и направлять уведомление о согласии? Если нужно будет оформление каких-то документов, то этот порядок нельзя назвать упрощенным», – считает она.
Вызвали у экспертов вопросы и норма, которая гарантирует гражданам сохранение прежнего размера зарплаты при временном переводе их на работу вне офиса, но только «при сохранении объема работы, обусловленной трудовым договором». С одной стороны – это справедливо, не все можно делать дома, с другой – а как доказать, что обязанностей не стало меньше?
«Чем будет подтверждаться прежний и текущий объем? Если только документально он будет установлен в меньшем количестве, а фактически останется прежним или возрастет, то как сможет доказать это человек при возникновения спорной ситуации?» – недоумевает партнер юргруппы «Гришин, Павлова и партнеры» Антон Гришин.
К плюсам законопроекта эксперты относят отказ от обязанности подписывать электронной цифровой подписью (ЭЦП) документы, которыми обмениваются сотрудник и компания.
Эта подпись стоит несколько тысяч рублей. И тратиться на нее никто не хочет. По словам старшего юриста юрфирмы «ЮСТ» Екатерины Ситниковой, крупные компании, как правило, оформляют для коллектива внутренние ЭЦП, не являющиеся квалифицированными, компании поменьше – не оформляют даже их.
Вместо ЭЦП законопроект разрешает использовать «любые способы, позволяющие достоверно определить лицо, отправившее сообщение». Новые правила могут значительно упростить документооборот, рассчитывает Екатерина Ситникова. Но каждой компании придется решить, что именно будет достаточным удостоверением. Это изменение соответствует современным реалиям, когда даже сделки заключаются посредством обмена электронными письмами, что признается в спорных ситуациях судом надлежащей формой договора, соглашается с ней Антон Гришин.
Контроль и доверие
Небольшое распространение дистанционной занятости в России до пандемии эксперты объясняют также сложностью контроля за сотрудниками. «Этот режим показывает низкую производительность труда: человек считает, что имеет свободный график и может трудиться тогда, когда посчитает нужным, работодателю сложно контролировать его», – объясняет Аида Ибрагимова.
Законодательно этот вопрос решить вряд ли можно. Но необычная ситуация весны 2020 позволила многим проверить коллектив на эффективность. «Работодатели четко увидели тех сотрудников, кого точно можно оставить на «удаленке» даже после отмены всех ограничений. А это означает для самих сотрудников возможность долгожданного life-work balance», – говорит хедхантер Ольга Демидова.
По ее словам, у работодателей появилась отличная возможность «подчисть» процессы и, как следствие, избавиться и от ненужных «хвостов» в лице конкретных сотрудников, и от бессмысленных операционных процессов». Появятся должности, которые будут делить на 2–3 сотрудников, как в каршеринге, когда транспортное средство арендуется несколькими пассажирами сразу, прогнозирует она.
С другой стороны, сотрудники, сменившие из-за пандемии офисное кресло на домашний диван, столкнулись с проблемой, когда грань между рабочим и личным временем почти стерлась. В этом сознались почти все опрошенные «Профилем» эксперты.
В законопроекте есть попытка решить эту проблему. Его авторы на будущее пытаются защитить трудящихся от начальства, которое считает, что вопросы можно задавать в любое время суток, в том числе и по выходным. Для этого проект дает право не быть на связи круглосуточно. Стороны должны обговорить время работы и даже время, в течение которого человек должен отвечать на звонки, электронные письма. В противном случае его нельзя наказать за несвоевременный ответ. Например, если по договору человек трудится 5 дней в неделю с 10 до 18 часов, то отсутствие от него ответа в оговоренный срок может быть рассмотрено в качестве прогула и повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения, говорит Антон Гришин.
Эта норма особенно актуальна для сотрудников, которые находятся в разных с работодателем регионах, считает адвокат из бюро адвокат «Юрлов и партнеры» Александр Кадетов. По его словам, трудно бывает выстроить бесперебойное взаимодействие, когда компания в Москве, а ряд сотрудников, к примеру, на Камчатке.
По мнению Екатерины Ситниковой, в целом в регулировании времени отдыха нет ничего нового. Оно, скорее, призвано напомнить компаниям, что дистанционная занятость не означает работу 24/7.