Профиль

Устранение энергетического неравенства

Еще в сентябре вице-премьер Дмитрий Козак заявил о своей поддержке предложения Минэнерго России по дифференциации тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС. Сразу после этого в прессе и в Интернете начались спекуляции на тему очередного роста тарифов на электроэнергию. «Профиль» решил разобраться с ситуацией и выяснить, что стоит за этим заманчивым термином – «дифференциация».

©

Как выяснилось, предложение Минэнерго России по дифференциации тарифов - это элементарное наведение порядка в подходах к формированию сетевых тарифов вне зависимости от технологического присоединения потребителя, то есть, по сути, речь идет о справедливом распределении перекрестного субсидирования между всеми потребителями. Дело в том, что в России сложилась практика, когда для разных предприятий тарифы на услуги по передаче электроэнергии заметно отличаются.

В результате возникли неравные условия для регионального бизнеса, мелких предприятий и бюджетных организаций по сравнению с крупными промышленными потребителями.

Суть предложений Минэнерго России заключается в постепенном увеличении тарифов на услуги по ЕНЭС для крупных промышленных компаний, присоединенных к магистральным сетям, причем увеличение тарифа в 1,5 раза будет происходить поэтапно в течение семи лет. Это позволит справедливо перераспределить финансовую нагрузку на потребителей. При этом тарифы для мелкого и среднего бизнеса, к поддержке которого уже не первый год призывает Правительство, останутся на прежнем уровне, а в некоторых регионах даже снизятся.

В свое время в стране уже действовал принцип так называемой «последней мили» - по этой схеме крупные потребители, подключенные к магистральным сетям, оплачивали не только ее тариф, но и частично ставку перекрестного субсидирования. В прошлом году этот механизм был отменен. В результате возникла ситуация, когда основная нагрузка перекрестного субсидирования легла на потребителей распределительного сетевого комплекса, что стало явной несправедливостью и создавала ценовую дискриминацию потребителей. К примеру, потребители, присоединенные непосредственно к магистральным сетям, оплачивают за оказанные им услуги по передаче по тарифу в 4 раза ниже, чем тариф, для потребителей, присоединенных к распределительным сетям. Разница в тарифах подталкивает потребителей к уходу на магистральные сети, что дополнительно повышает тариф на передачу в распределительных сетях.

Как считают в Минэнерго России, после введения дифференциации тарифов на услуги ЕНЭС потребители с 2023 года будут платить за пользование магистральными сетями по единым «котловым» тарифам. В результате у тех предприятий, которые присоединены к распределительным сетям, нагрузка снизится за счет понижения сетевой составляющей.
Несложно догадаться, что эти новации не вызвали восторга у крупного бизнеса – представители больших промышленных компаний выступили против предлагаемой дифференциации, однако, эти выступления не повлияли на решение правительства, хотя для «крупняка» был предложен более мягкий вариант реформы, по сравнению с изначально предложенным Минэнерго России. Первоначально энергетики предложили повысить тариф практически вдвое - на 98%. Однако, в Правительстве справедливо решили, что было бы слишком серьезная нагрузка на крупный бизнес, которому пришлось бы повысить свои расходы на электроэнергию на 38,25 млрд рублей в год.

По мнению эксперта «Международного финансового центра» Гайдара Гасанова, приоритетной задачей для компании «Россети» является доработка механизма оплаты резерва мощностей и создание дополнительных стимулов для эффективного их использования.

По мнению Гасанова, инфляция является ключевым фактором ценообразования для инфраструктурных монополий. Низкая инфляция, которая смягчает негативные последствия ограниченных тарифов для монополий, будет поддерживать качество кредитов в этом секторе, но может увеличить расходы на списание безнадежных долгов. Период с 2018 по 2020 год принесет исторические высокие финансовые показатели отрасли. Прекращение инвестиций в мощности нового поколения и регулируемые соглашениями о поставках мощности (CSA) и растущие платежи по CSA увеличит рентабельность сектора до 24-26% и снизит коэффициент задолженности / EBITDA до 1,6х. Но, начиная с 2020-х годов, электроэнергетические компании могут возобновить работу по увеличению заимствований, чему способствуют прекращение платежей CSA и начало новых инвестиционных проектов.

Эксперт напомнил, что в 2008-2017 годах тарифы на электроэнергию для корпоративных потребителей и домашних хозяйств опережали инфляцию на 1,6 и 1,3 раза, соответственно. Реформа доказала, что рыночные отношения могут существовать в условиях классической естественной монополии (с 2011 по 2017 год рыночная конкуренция сдерживала рост цен на уровне 7%) при условии, что рынок исключает социально чувствительные сегменты (домашние хозяйства, слаборазвитые регионы).

В свою очередь, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Илья Долматов считает предложения Минэнерго России по введению дифференциации тарифов на услуги ЕНЭС для прямых потребителей и ТСО вполне справедливыми. Конечно, от перекрестного субсидирования лучше бы вообще отказаться, но до тех пор, пока оно есть, необходимо справедливое распределение нагрузки на бизнес, подчеркнул Долматов. Сейчас большие предприятия имеют преимущества. Реалии таковы, что сейчас все издержки по перекрестному субсидированию несет малый и средний бизнес. Поэтому в Минэнерго России считают необходимым исправить очевидный перекос, подчеркнул собеседник «Профиля».

Остается только добавить, что предложенная энергетиками мера позволяет удержать тарифы для частного потребителя. То есть, это тот редкий случай, когда государство решает свои финансовые проблемы не за счет населения и мелких предпринимателей, а за счет крупного бизнеса.

Самое читаемое
Exit mobile version