Сейчас дистанционная розничная торговля алкогольной продукцией на территории РФ запрещена, но предложения узаконить этот процесс поступали не раз – и со стороны бизнеса, и со стороны правительства. Так, Минфин еще в 2021 году предлагал в экспериментальном порядке продавать российское вино через сайт «Почты России» на территории трех регионов – Москвы, Подмосковья и Мордовии. Сначала эксперимент планировали запустить с 1 января 2022-го, впоследствии сроки перенесли на 1 ноября 2023 года.
Предполагается, что доставка будет производиться на следующий день после заказа. При получении посылки покупатель, как и в магазине, должен предъявить документ, подтверждающий его возраст. Участвовать в эксперименте смогут не все продавцы, а лишь те, кого включат в специальный перечень. Его составит Минсельхоз, а утвердит кабмин. Если эксперимент признают успешным, практику распространят на другие регионы.
О включении в эксперимент вина из других стран уже просила правительство Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Там считают, что онлайн-продажа исключительно российских вин создаст менее благоприятные условия для вин из других государств – членов союза.
Риски и сомнения
Доля онлайн-продаж в портфеле ритейлеров продуктов питания стабильно увеличивается все последние годы, напоминает академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев. Эпидемиологические ограничения во время пандемии приучили широкие слои населения к практике онлайн-заказов и сыграли заметную роль в развитии электронной коммерции.
Повысили градус: продажи крепкого алкоголя в России выросли, но эксперты уверяют, что это ненадолго
Тренд на сокращение взаимодействия с традиционными магазинами прослеживался еще до пандемии, остался он актуальным и после того, как большинство ковидных ограничений в розничной торговле были сняты. Несмотря на очевидные удобства электронного взаимодействия покупателя и продавца, заказать онлайн можно любой ассортимент обычного супермаркета, кроме алкоголя.
Ритейлеры уже давно готовы доставлять разные типы продуктов и грузов. И на данный момент главной причиной отказа от онлайн-торговли алкоголем является невозможность обеспечить 100-процентную гарантию исключения возможных нарушений законодательства о его продаже, включая возрастные ограничения и требования к лицензированию.
«Онлайн-продажи алкоголя предоставляют возможность заказывать напитки из дома или офиса, – отмечает Лебедев. – Это, вероятно, приведет к увеличению продаж и прибыли, поскольку покупатели смогут легко и удобно заказывать алкоголь в любое время суток». По мнению эксперта, также расширится локальный выбор напитков, так как большее число людей получат доступ к ассортименту федерального пула поставщиков. При этом есть обоснованный риск, что такая мера приведет к злоупотреблению алкоголем, особенно если у покупателей появится возможность заказывать напитки в больших количествах без необходимости личного взаимодействия с продавцом.
«Как только ритейлеры смогут гарантированно решить техническую невозможность попадания алкоголя к несовершеннолетним и некоторым другим категориям граждан через канал электронного взаимодействия, можно быть уверенными, что законодательные ограничения претерпят изменения», – убежден эксперт.
Снизить количество контрафакта
Отрасли уже долгое время требуется легальный сервис онлайн-торговли алкоголем, который бы успешно конкурировал с теневым бизнесом по всем параметрам – ассортименту, срокам и опциям доставки, считает ответственный секретарь подкомитета по продовольственной торговле «Деловой России» Станислав Богданов.
В ходе обсуждения на площадке «Деловой России» в феврале крупнейшие компании в сфере онлайн- и офлайн-торговли согласились, что инициатива должна вовлекать на первом этапе самых ответственных представителей различных категорий – онлайн-ритейлеров, маркетплейсы и других. Кроме того, они считают, что необходимо допустить к реализации все виды алкогольной продукции, представленной к розничной продаже, – это станет дополнительным подспорьем в борьбе с нелегальной онлайн-торговлей.
Лоза и люди: как отечественное виноделие из бизнеса превращается в культурный и технический феномен
И наконец, необходимы удобные, привычные и доступные способы реализации с помощью мобильных приложений. Таким образом, рынку дается хорошая возможность для выработки наиболее эффективной модели онлайн-торговли алкоголем, отметил Богданов.
Илья Прокофьев, зампредседателя московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис», сомневается в полезности инициативы, поскольку на данный момент неизвестно, как она будет реализована на практике. Говорить о том, что за счет онлайна увеличатся продажи алкоголя, не стоит, поскольку взаимосвязь здесь отсутствует, уверен он. В настоящий момент люди, желающие приобрести алкогольную продукцию, просто идут в ближайший магазин, а в случае появления возможности сделать это онлайн воспользуются ею, поэтому существенно ничего не изменится.
Риск увеличения количества контрафактной продукции есть, но он невелик, считает Прокофьев, поскольку онлайн-продажи будут также урегулированы с целью сведения к минимуму распространения поддельных напитков. «В настоящее время число контрафактного алкоголя и так довольно высоко, а продается он из-под полы и не в крупных сетевых магазинах, – говорит эксперт. – В связи с этим не исключено, что появление отрегулированной прозрачной онлайн-системы продаж, наоборот, снизит число контрафактной продукции».
Новый канал продаж алкоголя принесет пользу бизнесу, так как позволит магазинам экономить на площадях, переведя часть продукции в онлайн, что благотворно скажется на экономических показателях.
Дважды проверенные
В свою очередь, Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предлагает ввести продажу алкоголя через портал «Госуслуги». Инициатива о дистанционной продаже алкогольной продукции обсуждается уже больше восьми лет, рассказал президент АКИТ Артем Соколов. «Возможно, в те годы она действительно была нереализуема, поскольку цифровые технологии еще не были достаточно развиты. Однако существующие сейчас инструменты позволяют задействовать онлайн-канал в полной мере в соответствии с действующим законодательством, а сам вопрос требует незамедлительного решения», – считает он.
По словам Соколова, за прошедшие годы значительно усилились позиции теневого бизнеса по онлайн-продаже алкоголя, сформированы сервисы с быстрой доставкой в приложениях, мессенджерах, социальных сетях, наращиваются объемы продаж спиртных напитков вне зависимости от их вида, крепости и страны происхождения. По оценкам экспертов, незаконный оборот алкоголя в Сети составляет уже порядка 30 млрд руб. в год.
«Комплексное введение контролируемой государством дистанционной торговли алкоголем – единственно возможный способ борьбы с нелегальными продажами и замещение их легальными», – убежден президент АКИТ.
В Сети ежемесячно появляются сотни тысяч запросов на доставку алкоголя домой, и подавляющее большинство покупателей даже не осознают, что подобная торговля нелегальна. К тому же высок риск получить контрафактную или некачественную продукцию, часто опасную для жизни и здоровья. Даже в случаях, когда доставляется оригинальная продукция, люди остаются незащищенными, поскольку не получают чек, – ведь сделка изначально является незаконной. Таким образом, у россиян отсутствует возможность предъявить претензии к качеству товара, сервису продавца и иным условиям, предусмотренным потребительским законодательством.
При открытии контролируемой онлайн-торговли спиртным отечественные производители получат второе дыхание – у них появится доступ к 70-миллионной аудитории покупателей в интернете без привязки к географии. Особенно это касается малых предприятий – виноделен, где производят в том числе эксклюзивные вина. Из-за небольших объемов производства они не попадают на полки магазинов, да и традиционная розница все-таки имеет ограничения, в отличие от онлайн-канала продаж.
Кроме того, власти смогут вести контроль за оборотом алкоголя в интернете, оцифровать объемы продаж, построить предикативную аналитику как по уровню потребления, так и по портрету покупателя и получать доходы в федеральный бюджет.
Технологии шагнули далеко вперед, и сегодня не составляет труда исполнять все требования законодательства в этой части, отмечает Соколов. Покупатель формирует заказ в любое удобное для него время, однако сама возможность доставки в запрещенные часы и запрещенные места исключается: государственная система ЕГАИС блокирует продажи в неурочное время автоматически. То же самое относится и к механизму пресечения продаж несовершеннолетним.
Русские сезоны: что нужно знать о новой волне российского виноделия
АКИТ предлагает двухфакторную систему идентификации, когда возраст покупателя подтверждается дважды. Первый раз – при оформлении заказа через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для этого интернет-магазинам, которые реализуют алкоголь, нужно будет провести интеграцию с порталом «Госуслуг» (большинство компаний уже реализовали эту возможность верификации). При передаче заказа клиент для подтверждения своей личности должен будет предъявить курьеру числовой или QR-код – ключ, который будет иметь ограниченное по времени действие и должен полностью совпадать с ключом курьера.
Контролируемая на государственном уровне онлайн-продажа алкоголя организована почти в ста странах мира, рассказал Артем Соколов. Например, во всем Евросоюзе, исключая только Польшу, в Великобритании, Японии, Китае, Израиле, Австралии, Бразилии и США. А также в государствах, где проводится жесткая целенаправленная антиалкогольная политика (Финляндия и Норвегия), и в ряде мусульманских стран, где употребление алкоголя не приветствуется, например, в Турции и Казахстане.
«Ни в одной стране онлайн-торговля не стала основным каналом продаж алкоголя. Отсутствует и подтверждение фактов увеличения потребления и популяризации – они как раз там, где действуют жесткие запреты», – подчеркнул эксперт. Как показывает опыт, не имеет смысла ограничивать покупателей в выборе того или иного продукта, который разрешен в одном канале продаж, но запрещен в другом. Наоборот, это провоцирует спрос и является катализатором роста нелегального оборота.
Согласно мировой статистике, через интернет продается в среднем около 4,4% винодельческой продукции, 2,6% крепкого алкоголя и 1,9% пивоваренной продукции – это и есть реальная доля онлайн-продаж по отношению к традиционным розничным продажам. Поэтому появление еще одного легального канала сбыта приведет к перераспределению рынка алкоголя, но никак не к увеличению потребления.