Профиль

Торговая война без победителя

©

В январе 2014 года Россия (в лице Россельхознадзора) полностью запретила ввоз на свою территорию свинины из стран Прибалтики и Польши. Причиной тому послужили вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в этих странах. Вскоре ограничение распространилось на весь Евросоюз (объем поставок на тот момент составлял 1,4 миллиарда евро в год). Причем ввозить запрещалось не только живых свиней и их сырое мясо, но и термически обработанные мясные изделия, которые не могут переносить вирус.

После двух месяцев консультаций власти ЕС обратились в ВТО. По правилам организации, сторонам дали 60 дней на то, чтобы договориться во внесудебном порядке. Когда сделать это не удалось, дело отправилось в суд. Рассмотрение дела длилось два года, и в августе прошлого года третейская группа удовлетворила иск, признав запрет незаконным. Арбитры постановили, что Россельхознадзор нарушил соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах, которое страны-члены ВТО подписывают при вступлении в организацию.

В нем говорится, что меры санитарного и фитосанитарного характера должны приниматься только из соображений заботы о здоровье человека и животных. Они не могут служить дополнительным нетарифным барьером в торговых отношениях между странами или дискриминировать какое-либо государство. Все вводимые ограничения должны быть основаны на международных стандартах (когда они применимы) и научно обоснованных рекомендациях.

В истории бывали случаи, когда отдельные страны или даже группы стран вводили ограничения на ввоз определенной продукции. Одним из самых масштабных был запрет на ввоз говядины из Великобритании в 2007 году, когда в королевстве была отмечена вспышка ящура (коровьего бешенства). Тогда поставки британского мяса приостановил весь Евросоюз, к которому присоединилась и Россия. Брюссель снял ограничения спустя несколько месяцев, Россельхознадзор — только через два года.

Запрет прибалтийской и польской свинины обернулся многомиллионными убытками производителей. Россия всегда была для них одним из приоритетных рынков, к тому же, с традиционно низкой конкуренцией. Больше всех пострадали литовские бизнесмены. Они экстренно начали искать новых покупателей, в качестве которых рассматривали даже Китай, Японию и США.

«Разве что продавать литовские мясные изделия нашим польским и русским эмигрантам в Америке, которые любят наши колбасы, сосиски и мясные консервы», — сетовал президент Ассоциации мясоперерабатывающей промышленности Литвы Эугениюс Мацкявичус. Но из-за высоких потенциальных транспортных расходов решено было все же обратиться в ВТО. В этом предпринимателей поддержала Еврокомиссия, и в итоге жалоба была подана от имени Евросоюза. Последний готов был согласиться на ограничения, но только при условии, что они коснутся лишь пораженных территорий — Прибалтики и Польши, а не всех стран-членов разом. Литовские власти при этом утверждали, что российский запрет — очередная попытка политического давления со стороны Москвы. Вильнюс в то время председательствовал в ЕС и активно выступал за введение антироссийских санкций.

В России соглашались, что не считают опасным мясо из стран, отдаленных от очага заражения, но ссылались на отсутствие внутренних границ в ЕС. Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт призвал руководство Евросоюза провести регионализацию и отделить потенциально опасные районы от безопасных. «Я был бы готов пойти навстречу Италии, Франции и другим странам, но нужно работать. Чтобы это сделать, надо иметь понимание того, что ЕС все правильно оценивает, хотя сейчас у них самих этого понимания нет. Европейские коллеги прикладывают минимальные усилия», — говорил он.

В итоге третейская группа ВТО встала на сторону истцов. Она постановила, что реакция Москвы на вспышку АЧС была неадекватной. Россельхознадзор неверно оценил риски для жизни и здоровья людей, ведь известно, что африканская чума свиней смертельно опасна для животных, но безвредна для человека. Брюссель приветствовал такое решение, а Еврокомиссия заявила, что оно должно стать «серьезным сигналом России и всем членам ВТО в части их обязательств по соблюдению международных стандартов».

Однако это не означало моментального снятия запрета. Сергей Данкверт прямо говорил о том, что постарается оттянуть вступление судейского решения в силу. «Дальше будут процедурные вещи — апелляции. Года два мы позанимаемся. Пара лет пройдет, мы отменим запрет. Через два дня введем, потому что очередной случай АЧС будет. У них каждую неделю случаи АЧС и на домашних свиньях в Польше. Они это скрывают. ЕС поймет, что напрасно не принял жестких мер в отношении АЧС. Это будет скоро», — заявлял руководитель Россельхознадзора.

Апелляция последовала через месяц. В ней говорилось, что Россия «в целом не согласна с решением третейской группы». «Менее чем за два года в странах Балтии и Польше зарегистрировано около двух с половиной тысяч случаев инфекции африканской чумы свиней, при этом эпизоотическая ситуация продолжает усугубляться. Это свидетельствует о неэффективности мер, принимаемых компетентными службами ЕС для ликвидации очагов и обеспечения надлежащей защиты», — говорилось в сообщении Минэкономразвития, которое и опротестовало первое решение ВТО. Само то, что судьи связали запрет «с ограничительной мерой России, а не с неспособностью ЕС поставлять безопасную продукцию», в министерстве назвали нелогичным.

Апелляционный орган ВТО отклонил эти доводы и согласился с третейской группой. Российский запрет снова назвали «незаконным в соответствии с международными правилами торговли». Судьи признали, что каждая страна-член ВТО действительно вправе определять собственные уровни санитарной охраны и ограничивать импорт, но делать так можно только до тех пор, пока «это позволяет эффективно реагировать на реальные санитарные риски». И такие решения, подчеркивается в коммюнике, не должны распространяться на продукты, которые поступают из незараженных районов.

В Москве уже отреагировали на решение. В Минэкономразвития заявили, что оно не приведет к ослаблению защиты от АЧС при импорте свинины в Россию. Сам по себе запрет на ее ввоз из Евросоюза тоже сохранится. В ведомстве отметили, что решение апелляционного органа носит неоднозначный характер. С одной стороны, основной вывод судей расходится с позицией России и не устраивает ее. С другой, из него следует, что ранее согласованные Москвой и ЕС сопроводительные документы для поставок европейской свинины не соответствуют основному соглашению ВТО. А значит, исполнять их Россия не обязана, как и в целом соблюдать условия таких поставок, с которыми РФ соглашалась при вступлении в ВТО. «Их выработку придется начать заново. По сути, апелляционный орган принял более общее решение, заключающееся в том, что Российская Федерация не только может, но и обязана в одностороннем порядке вносить изменения в двусторонние ветеринарные сертификаты, ранее согласованные и с другими членами ВТО», — говорится в сообщении Минэкономразвития.

Такое решение в ведомстве называют «весьма неожиданным и очевидно позитивным сигналом». Он подтверждает приоритет базовых обязательств в рамках соглашения ВТО о санитарных и фитосанитарных мерах (в нарушении которого Россию уличила третейская группа) над «специфическими обязательствами» в протоколе о присоединении Москвы к ВТО. «Этот вывод соответствует ожиданиям многих недавно присоединившихся к ВТО стран, которые были вынуждены взять дополнительные, отличные от стандартных обязательства, известные как обязательства «ВТО-Плюс»», — резюмирует министерство.

«Такая возможность [пересмотреть соглашения о поставках с ЕС в рамках ВТО] действительно есть. Инструментарий ВТО очень гибкий. Он подразумевает очень много разных возможностей, в том числе и ответных мер на решения ВТО или отдельных членов ВТО. Просто все зависит от того, какие меры российское правительство будет пересматривать, — отметила в разговоре с «Профилем» доцент кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО Татьяна Исаченко. — Все регулирование в рамках ВТО и вообще, все меры, которые обусловлены санитарно-ветеринарными нормами или техническим регулированием, оспорить достаточно трудно. Все, что касается здоровья и жизни населения, — это своего рода священная корова. И оспорить это трудно. Всегда можно сказать: "А вот мы нашли чуму. Вот вы не нашли? А мы нашли". Даже если отдельные страны или ЕС в целом не согласны с нашими нормами, мы можем ответить своим несогласием уже на это несогласие».

Между тем, нынешнее решение апелляционного органа ВТО практически не отразится на общей ситуации с поставками европейской свинины в Россию. Дело в том, что через несколько месяцев после запрета на мясо из-за АЧС Москва ввела знаменитые контрсанкции — эмбарго на импорт продовольствия из стран, которые до того присоединились к антироссийским ограничениям. Под него попадает и свинина. Эмбарго несколько раз продлевалось, в последний раз — до конца 2017 года. Таким образом, даже если Россия согласится полностью подчиниться ВТО и снять запрет на ввоз свинины, она все равно не дойдет до отечественных прилавков из-за контрсанкций.

«Но тут понимаете, какое дело. Контрсанкции по природе своей более гибкие. Они были введены в ответ на санкции, и у нас почему-то бытует мнение, что сами санкции в скором времени могут отменить. Мне кажется, этого ждать не стоит. Но, поскольку в нашем руководстве считают, что они в какой-то видимой перспективе будут отменены, то и контрсанкции тогда тоже придется отменять. В этом смысле запрет в рамках ВТО по санитарным соображениям можно назвать более надежным. Он не зависит от политической конъюнктуры», — говорит Татьяна Исаченко.

Спор вокруг свинины — не первый, который Москва ведет с ВТО. В прошлом году та же третейская группа признала завышенными российские пошлины на европейские бумагу, пальмовое масло и холодильники. Арбитры установили, что тарифы на эти товары были установлены в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и нарушают обязательства России при вступлении в ВТО. Минэкономразвития тогда признало факт нарушений, но утверждало, что они носят технический характер и согласилось оперативно их устранить.

В конце января нынешнего года арбитраж ВТО признал незаконными некоторые антидемпинговые пошлины на легкие коммерческие автомобили из Италии и Германии. Все они были введены в 2013 году Евразийской экономической комиссией для членов Таможенного союза (на смену которому два года спустя пришел ЕАЭС). По мнению судей, Россия не смогла доказать, что импортеры применяли демпинг, а значит, дополнительные пошлины были необоснованными. 20 февраля РФ обжаловала это решение. Ответ апелляционного органа ВТО доложен последовать в течение 60 дней.

Помимо ЕС, похожие претензии Москве предъявляют и другие страны. Еще в прошлом году президент Белоруссии Александр Лукашенко жаловался, что товары из его страны встречают сопротивление российских регулирующих органов и не могут конкурировать с местными аналогами. «Это никуда не годится. Мы гордимся тем, что товарооборот снизился, но в натуральном выражении мы прибавили. То есть мы начали поставлять в Россию большие объемы, но по ценам наполовину ниже. Какая доходность Беларуси от этого? Практически никакой», — говорил Лукашенко на фоне «войны» между двумя странами за цены на энергоресурсы.

В начале февраля он и вовсе потребовал от МВД возбудить уголовное дело против Сергея Данкверта, который незадолго до этого назвал белорусских поставщиков недобросовестными. «Что касается продуктов питания… Нам надо изучить вопрос и возбудить уголовное дело по Данкверту за нанесение ущерба государству. Когда он у вас побудет в следственном изоляторе, тогда будет отдавать себе отчет в том, что он творит. Я скажу главное: первое, все эти данкверты — люди заинтересованные, у каждого огромная латифундия, они сами являются производителями того или иного продукта», — возмущался Лукашенко. В Россельхознадзоре тогда никак не отреагировали на его слова.

Неделю спустя свои претензии предъявил Киев. Там потребовали снять ограничения на транзит украинских товаров через территорию России в Казахстан и Киргизию. Ограничения в этой сфере украинские власти назвали «торговой агрессией России» и нарушением прав и интересов украинских производителей и экспортеров. Восстановить справедливость Минэкономразвития Украины планирует с помощью ВТО, которую пока просят дать оценку сложившейся ситуации. В Кремле уже пообещали ответить на иск с использованием всех предусмотреннывх международным правом методов и способов.

Самое читаемое
Exit mobile version