Проект
Реформа предполагает значительное снижение налога на прибыль, подоходного и других налогов.
Для физических лиц число налоговых категорий сокращается до трех — 10%, 25% и 35%, а сумма дохода семейных пар, не облагаемая индивидуальным подоходным налогом, увеличится до $24 тысяч в год. Пока нет ключевой информации — для каких уровней дохода будут применяться новые ставки.
Предполагаются налоговые льготы для семей с детьми и отмена налога на наследство.
Корпоративный налог будет сокращен более, чем наполовину — с 35% до 15%. Альтернативный минимальный налог для богатых будет отменен.
Предполагается введение плоской ставки налога на возвращение прибыли из-за рубежа (конкретные цифры пока не называются).
Реформа также преследует цель упростить налоговое законодательство США, одно из самых запутанных в мире.
Предполагается, что масштабное сокращение налогов стимулирует экономический рост и вернет доходы из-за рубежа.
Партийная борьба
В последний раз масштабную налоговую реформу получилось провести президенту Рональду Рейгану, однако ему удалось заручиться поддержкой демократов, чего пока не может добиться Трамп: его планам по сокращению налогов оппозиция намеревалась активно противодействовать.
Официальной стратегии демократов, впрочем, еще предстоит дождаться.
Изначально налоговую реформу планировалось проводить после отмены Obamacare, которая должна была высвободить дополнительные средства. Этот план провалился, во многом, из-за разногласий внутри самой Республиканской партии. Теперь снижение налогов неизбежно приведет к потерям бюджета, а значит, к росту государственного долга.
The Washington Post напоминает, что республиканцы долгие годы противостояли любому плану Барака Обамы увеличить дефицит бюджета США.
Однако налоговая реформа Трампа неизбежно приведет к росту бюджетного дефицита, и теперь вопрос заключается в том, готова ли Республиканская партия пойти на этот риск ради возможного ускорения экономического роста в будущем.
Впрочем, до сих пор республиканцы одобряли намерения президента снизить налоги.
Рейганомика 2.0
Не все эксперты уверены, что предполагаемый экономический рост сможет компенсировать дефицит бюджета. В частности, глава Комитета ответственного федерального бюджета Майя Макгинес предположила, что план Трампа может добавить к существующему дефициту в $5 трлн еще $3 трлн.
Дуг Элмендорф, бывший глава управления конгресса США по бюджету, а ныне декан школы управления Гарвардского университета, считает, что увеличение дефицита может отчасти нивелировать стимулирующий эффект снижения налогов в долгосрочной перспективе.
Руководитель отдела аналитики ГК FOREX CLUB Николай Ивченко напоминает, что во время президентства Рейгана первые два года экономический рост в США, в том числе из-за налоговой реформы, замедлялся.
Снижение налоговых поступление в первые 2 года привело к росту дефицита госбюджета (к концу 1983 года он достиг 5,7% от ВВП, хотя в начале 1980 года дефицит составлял лишь 1% от ВВП), росту внутреннего государственного долга, который необходимо было обслуживать. Это привело к замедлению экономического роста — вплоть до нулевой отметки и даже отрицательной. Однако уже на третий-четвертый год налоговых реформ (1983-1984 годы) в США стал фиксироваться экономический бум, ускорение экономического роста, темпы которого в 1984 году составили рекордные 7,3% и держались достаточно высокими еще 5 лет (около +4% по ВВП).
Такая ситуация теоретически может повториться и сейчас, считает Ивченко. В первые 2-3 года правления Трампа на фоне налоговой реформы может фиксироваться падение налоговых поступлений, увеличится дефицит государственного бюджета, который будет финансироваться за счет увеличения внутреннего долга. «Бизнес не сразу кинется в США и не сразу будет возвращать деньги обратно, — говорит эксперт. — Сначала все будут аккуратно присматриваться, делать первые шаги и так далее. И лишь в случае относительно успешной реализации налоговой реформы в 2020 году могут появиться признаки ускорения экономического роста в США».