Четыре столичных и несколько нефтегазовых регионов – стабильные лидеры рейтингов российских регионов «Делового еженедельника "Профиль"» последних трех лет. Они «кормят» всю страну, формируют ее бюджет. Но они редко попадают в рейтинг экономической динамики – тут обычно впереди всех те, кто «сидит» на дотациях из федерального бюджета. Рост у них искусственный, на внешних источниках. Убери их – и спад в этих регионах немедленно возобновится. Эта – увы! – довольно унылая картинка российской экономики, зафиксированная нами еще в 2015 году, ежегодно воспроизводится независимо от того, рост в стране или спад, ожидаются выборы или спокойная политическая атмосфера, есть международные санкции или их нет… Страна как будто «заморожена», остановлена в развитии.
Уровень жизни
Третий год список регионов по уровню жизни бессменно возглавляет Московская область. Она заметно обгоняет столицу по автомобилям – правда, этот разрыв сокращается. Но главное, по жилью. Квадратный метр в Москве слишком дорог. Обеспеченность ими москвичей не меняется вот уже три года, а в Московской области, наоборот, быстро растет – москвичи с развитием транспорта уезжают жить в ближнее Подмосковье, там дешевле и тише. Строительство жилья в Москве падает, но это далеко не всегда отражается на московских ценах на квартиры – богатые москвичи продолжают держать значительные объемы инвестиционного жилья, не продавая его по сегодняшним низким ценам. А в Подмосковье – бум новостроек бюджетного класса.
В целом рейтинг уровня жизни населения держится достаточно стабильно все три года наблюдений «Деловым еженедельником «Профиль». Половина его не меняется – это Московская область, ХМАО, две столицы – Москва и Санкт-Петербург – и Белгородская область.
В 2017 году новичками топ-10 рейтинга стали Магаданская, Тульская и Ленинградская области. Вернулся в него Татарстан (вылетевший из топ-10 в прошлом году), второй год сохраняет свое место в нем Чукотка. Последняя – за счет высокой зарплаты и занятости, низкой бедности и высочайшей доли сбережений у населения (более 50%). При провале по жилью и автомобилям. А еще там очень много пьют и курят. Очевидно, что Чукотка так высоко поднялась за счет достижений как раз «выездной модели» – тут работаешь, зарабатываешь, а тратить деньги уезжаешь на «большую землю», жить на пенсии переезжаешь туда же. Например, в Белгородскую область, которая также в топ-10 по уровню жизни, но большинство показателей у нее практически прямо противоположные, чем у Чукотки, – тут низкий уровень не только бедности, но и преступности, намного лучше с жильем и автомобилями. Мало копят. А пьют, кстати говоря, почти столько же. Белгородская область – почти антипод Чукотки в топ-10.
В «хвосте» рейтинга – республики Тыва, Крым, Бурятия, Алтай, Еврейская автономная область. Почти все они были в худшей десятке всех трех рейтингов. Ротация тут мала. Худшие остаются худшими без каких-либо надежд.
Уровень экономического развития
В целом это также достаточно стабильный рейтинг, 4 региона присутствуют во всех топ-10 за последние 3 года: два ненецких округа – НАО и ЯНАО, Москва и Сахалин. Очевидно, что оба автономных округа и Сахалин попали сюда за счет огромной добычи нефти (в ЯНАО – газа) при относительно небольшой численности населения. Два из этих четырех регионов (НАО и Сахалин) удерживают свои места благодаря закону о соглашениях о разделе продукции (СРП), который не действует в остальных регионах страны, но благодаря которому сюда удалось привлечь огромные для этих регионов объемы иностранных инвестиций и обеспечить достаточно высокий уровень доходов бюджета и зарплат людей.
Новичками топ-10 стали Ленинградская область и Санкт-Петербург. Они заметно продвинулись по выпуску валового продукта, занятости и сокращению дотаций.
Как это ни удивительно, но в целом рейтинг экономического развития-2017 оказался существенно ближе к рейтингу 2015 года, чем 2016-го. Отчасти потому, что этот рейтинг является самым «запаздывающим» из всех трех (тут используются самые «старые» показатели, например, региональный ВРП Росстатом подсчитан только за 2015 год). Фактически регионы вернулись на свои «привычные» места, с которых их «выбил» кризис.
Лидером рейтинга, продвинувшимся на наибольшее количество мест вверх, стала Амурская область. Достижение связано исключительно с резким скачком в инвестициях (4-е место по РФ), остальные показатели изменились незначительно. Самый большой провал у Хакасии, которая потеряла много мест по занятости, инвестициям, доходам людей, а также увеличила долю дотаций из центра в своем бюджете. Пятерка худших по экономическому развитию регионов страны – Курганская область, Тыва, Ингушетия, Северная Осетия-Алания и Республика Алтай. При этом Тыва и Алтай в пятерке худших и по уровню жизни.
Экономическая динамика
В 2017 году, как уверяют власти, экономика вернулась к росту. Хотя оснований считать, что это был всего лишь всплеск на пару кварталов, а затем экономика снова остановилась, достаточно много. Какой из регионов выиграл в 2017 году от скачка роста?
Рейтинг экономической динамики – самый «быстрый» из всех, он основан на свежайшей информации о динамике показателей за 2017 год. Поэтому и изменения тут самые сильные. Только один регион оказался во всех трех рейтингах – это Республика Дагестан, которая заняла в РР-2017 первое место по динамике. В республике растет все, включая даже реальные доходы населения.
Реальные доходы оказались выше прошлого года всего в 6 регионах страны из 85: кроме Дагестана это Московская, Ленинградская, Костромская, Белгородская области и Крым. Хорошую динамику показывают Крым и Севастополь, которые последние два года регулярно попадают в топ-10 по этому рейтингу. Остальные регионы то попадают в этот рейтинг, то вновь вылетают из него, надолго не задерживаясь. Регионов, стабильно растущих в среднесрочном периоде (как Дагестан), увы, в России больше нет.
Лидеры роста – Дагестан, Крым и Севастополь – растут на внешних для этих территорий источниках, прежде всего на огромном финансировании из федерального бюджета. Прошлый РР2016 мы назвали «Лидеры на дотациях». Это вполне можно отнести и к 2017 году – мало что изменилось за этот год. Регионами, которые хуже всего переживают нынешние «смутные» времена якобы начала экономического роста России, стали Коми, Томская, Сахалинская, Самарская области и Забайкальский край.
Нефтяные регионы
Самые высокие доходы у людей в 2017 году по-прежнему в нефтегазовых регионах, хотя они уже третий год показывают весьма скромные показатели по экономической динамике из-за низких цен на нефть. Рост этих цен в 2017 году не исправил ситуацию – регионы с «черным золотом» по-прежнему в нижней части списка по динамике.
Лучше прочих себя чувствуют Ямало-Ненецкий АО (40-е место, но тут добывается в основном газ, не нефть) и Тюменская область (без ЯНАО, 35-е место) – ее промышленность наиболее диверсифицирована из нефтяных регионов, и она меньше остальных зависит от мировых цен на «черное золото».
В нефтяных регионах хорошо платят, тут высокая занятость (незанятые уезжают из них), а поэтому и низкая бедность. Тут копят деньги, а не тратят их. Как правило, все здорово с компьютерами, смартфонами/планшетами, доступом в интернет – а как еще там развлекаться? Работа не позволяет много пить (за исключением Ненецкого АО, который один из лидеров по доле трат на алкоголь и табак).
Это довольно длинный список преимуществ, но он заканчивается. Суровый климат гонит людей туда, где теплее, многолюднее и веселее. Тратить деньги люди предпочитают в столичных регионах и «на югах». С жильем и автомобилями в нефтяных регионах, как правило, средне или откровенно плохо, а вот по преступлениям на душу населения обычно выше (или много выше) среднего по стране – отчасти потому, что тут находится много мест заключения.
Похоже живут и другие регионы с развитой добывающей промышленностью, с тем исключением, что доходы людей там пониже, а бедность, соответственно, повыше. Да и пьют побольше.
Отрадным исключением из этого списка смотрится Магаданская область, которая вошла в рейтинг уровня жизни на 2-м месте. Она попала в топ-15 регионов по 9 из 11 показателей уровня жизни (даже по жилью и автомобилям). Плохо там только с высокой бедностью (большие зарплаты, видимо, получают далеко не все) и с преступностью. Ну и, конечно, с неотрейтингованным нами климатом.
Крымский полуостров
Крым и Севастополь стали «инвестиционными звездами» России-2017. Скачок инвестиций к 2016 году тут произошел в 4,2 и 2,1 раза соответственно – ни один из российских регионов даже близко не стоит с такими показателями. Жаль, конечно, что это основывается почти исключительно на федеральном финансировании строительства инфраструктуры – либо напрямую из федерального бюджета, либо путем выдачи федеральных гос-подрядов частным организациям, которые не боятся работать в санкционных территориях страны (возможно, потому, что сами уже под санкциями). В результате доля федерального бюджета в Крыму составляет 68%, а в бюджете Севастополя – 57% (2016 год) – т. е. обе территории более чем наполовину сидят на шее у остальной страны. Объем дотаций крымскому бюджету рекордный для страны – почти 80 млрд рублей в 2016 году. Еще 12 млрд рублей получил Севастополь. Причем сюда не входят затраты на строительство Керченского моста и множество других расходов из федерального бюджета, напрямую связанных с развитием этих территорий.
Но это мало помогает крымчанам – они, конечно, будут благодарны за строительство инфраструктуры за счет остальной страны, но все же по уровню экономического развития эти два региона занимают места в 15 худших регионах страны: 71-е – Севастополь, 75-е – Крым. Не блещут эти регионы и в рейтинге уровня жизни: 72-е – Севастополь и предпоследнее, 84-е, – Крым. Да и Севастополь приподнялся в этом рейтинге почти исключительно за счет хорошей компьютеризации домашних хозяйств, что вполне обычно для города (например, Москва и Санкт-Петербург тоже в топ-10 по этому показателю).
Занимая очень низкие места для старта, Крым и Севастополь, впрочем, вполне неплохо от них «отталкиваются», занимая в рейтинге динамики хорошие места: 5-е – Севастополь и 27-е – Республика Крым. Этот рост обеспечивается, конечно, за счет внешних для регионов источников.
Кто кормит Россию?
Больше половины (53,4%) налогов федеральный бюджет собирает всего с 4 регионов: две столицы (Москва и Санкт-Петербург), нефтяной ХМАО и газовый ЯНАО. 3/4 поступлений дают всего 13 регионов. А половина «бедных» регионов страны дает всего 3,1% налогов. Из них 4 региона не только ничего не платят в федеральный бюджет, но еще и получают часть налогов от него (отражается в статистике очень смешно – как отрицательные налоги). Это Амурская, Липецкая, Магаданская области и Еврейская автономная область. ХМАО отдает почти 9/10 своих доходов центру. ЯНАО – 8/10. На их фоне Санкт-Петербург и Москва живут вполне средне (в районе средних по стране показателей): 60% отдает Питер и всего 44% – столица.
Разрыв между «богатыми» и «бедными» за последний год усилился – тогда «бедные» давали 3,6% налогов бюджета. Финансовая пропасть между регионами огромна и отражает зависимость страны от нефти и газа, а также централизацию всех финансовых потоков через две столицы. Это весьма ущербная модель, которая не позволяет выравнивать уровень жизни на всей территории страны, постоянно воспроизводя сильную дифференциацию между регионами.
Кого кормит Россия?
Список получателей бюджетной помощи не меняется, последнее его изменение произошло в 2014 году, когда на лидирующие позиции этого списка сразу попали новые регионы – Крым и Севастополь. С тех пор и по сей день в стране больше десятка регионов, половина и больше бюджетов которых формируется за счет денег из центра. В лидерах тут Ингушетия (85,2%), Чечня (77,9%) и Тыва (72,4%).
По размерам поступлений из центра в стране три главных реципиента – республики Крым (79,7 млрд рублей, вместе с Севастополем – 92 млрд рублей), Дагестан (63 млрд рублей) и Чечня (56 млрд рублей).
Вторую по размеру дотацию получила Москва в связи с выполнением ею функций столицы РФ (по разным направлениям, например, строительство метрополитена и др.). Но к дотационным регионам ее отнести никак нельзя – ведь что такое эти 72 млрд рублей при более чем 1 трлн рублей налогов, перечисленных ей в федеральный бюджет (1/7 всех поступивших туда налогов)?
Эти суммы и доли финансирования меняются из года в год несильно. По существу, эти деньги не трансформируют ситуацию в регионах, а лишь фиксируют ее на каком-то приемлемом для территорий уровне. Экономическая база для получения собственных доходов не создается, дефицитность бюджета и требование дотаций от центра воспроизводится из года в год. Выхода из этого порочного круга нет, да, похоже, его никто не ищет.
Из-за технического сбоя в бумажной версии рейтинга регионов отсутствуют ряд позиций в таблице. Исправленную версию см. на сайте.
Методология исследования-2017
Исследование российских регионов проводилось по трем группам интегральных показателей:
- уровня жизни населения;
- уровня экономического развития;
- экономической динамики.
Уровень жизни населения определялся на основе показателей (последние три показателя – в обратной зависимости: чем меньше, тем лучше):
- Доходы – среднедушевые денежные доходы населения (руб./мес.), сентябрь 2017 г.;
- Занятость – уровень занятости, в % от численности населения в возрасте 15-72 лет. За август – октябрь 2017 г. (в среднем за период);
- Жилье – общая площадь жилых помещений, м² в среднем на одного жителя, конец 2016 г.;
- Автомобили – число собственных легковых автомобилей по субъектам Российской Федерации (штук на 1000 человек населения), расчет по данным МВД по регистрации автомобилей, 2016 г.;
- Компьютеры – доля домашних хозяйств, имевших персональный компьютер (в процентах от общего числа обследованных домашних хозяйств (октябрь-ноябрь 2016 г.);
- Мобильные устройства – доля домашних хозяйств, имеющих выход в интернет с мобильных устройств (телефоны, планшеты и т. п., без ноутбуков, в процентах от общего числа обследованных домашних хозяйств (октябрь-ноябрь 2016 г.). Может быть больше 100%, если используется несколько устройств;
- Отдых – организация отдыха и культурные мероприятия, в % к потребительским расходам домашних хозяйств (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств), II квартал 2017 г.;
- Сбережения – прирост финансовых активов населения: прирост (уменьшение) сбережений во вкладах, ценных бумагах и наличных деньгах, приобретение иностранной валюты, изменение задолженности по кредитам (со знаком минус), изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей, в% к денежным доходам населения, 2015 г.;
- Алкоголь + Табак – алкогольные напитки и табачные изделия, в % к потребительским расходам домашних хозяйств (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств), II квартал 2017 г.;
- Бедность – численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения субъекта), 2016 г.;
- Преступность – число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения, январь–октябрь 2017 г.
Уровень экономического развития включал показатели (последний показатель – в обратной зависимости: чем меньше, тем лучше):
- ВРП – валовый региональный продукт на душу населения, 2015 год (тыс. руб./чел.);
- Занятость – уровень занятости, в % от численности населения в возрасте 15-72 лет, за август–октябрь 2017 г. (в среднем за период);
- Инвестиции – доля инвестиций в ВРП (%): инвестиции в основной капитал к валовому региональному продукту (в фактически действовавших ценах), 2015 г.;
- Прибыль – финрезультат на 1 занятого: сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и государственных (муниципальных) учреждений) за январь–сентябрь 2017 г., млн руб., отнесенный к численности занятых за январь–октябрь 2017 г. (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости), тыс. человек;
- Доходы – среднедушевые денежные доходы населения (руб./мес.), сентябрь 2017 г.;
- Дотации – доля безвозмездных поступлений от других бюджетов в доходах консолидированного бюджета субъекта Федерации, факт по 2016 году, %.
Показатель экономической динамики интегрировал:
- Промышленность – индекс промышленного производства за 10 месяцев 2017 года в % к соответствующему периоду предыдущего года;
- РД – динамика реальных денежных доходов, 11 месяцев 2017 г. в % к соответствующему периоду предыдущего года (предварительные данные);
- Инвестиции – инвестиции в основной капитал за 9 месяцев 2017 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года). Включая уточнение на федеральном уровне объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, без распределения по субъектам Российской Федерации;
- Услуги – объем платных услуг населению, за 10 месяцев 2017 г. в сопоставимых ценах в % к соответствующему периоду предыдущего года;
- С/х – индекс производства продукции сельского хозяйства пришлось исключить в связи с тем, что в 2017 г. Росстат перестал публиковать его с разбивкой по регионам.
Алгоритм расчета:
По каждому показателю определялся ранг региона (его место в общем списке). Для получения интегральных показателей ранги суммировались без весовых коэффициентов и определялся интегральный ранг.
Источники: в расчетах использованы последние имеющиеся данные Росстата, Казначейства и МВД РФ.