Профиль

Заморозка миллиардов: какие крупные проекты остановят в России из-за пандемии

На повестке у российских властей – масштабные инфраструктурные проекты на сотни миллиардов рублей. Однако эксперты уверены, что планы придется корректировать. Бюджетные средства понадобятся на борьбу с коронавирусом и поддержку населения.

Аэропорт

©pexels.com

Запустить нельзя отложить

В середине апреля на совещании с участием президента утвердили список крупных инфраструктурных проектов, которые необходимо реализовать, несмотря на кризис. Среди них – развитие Байкало-Амурской и Транссибирской ж/д магистралей, возведение транспортной инфраструктуры на Черноморском побережье России, модернизация аэропортов в Челябинске, Перми, Хабаровске, Норильске. Также в списке – строительство морских портов на Черном море, Дальнем Востоке и в Мурманске. Но едва ли все эти объекты запустят в намеченные сроки.

Почему туроператоры против ускоренной цифровизации в турбизнесе

По словам руководителя InfraOne Research Александры Галактионовой, в первую очередь заморозят большие проекты, не относящиеся к критической инфраструктуре, в том числе авиационной. Перераспределенные средства, скорее всего, направят не только на борьбу с пандемией, но и на другие, более значимые строящиеся объекты. По оценкам специалистов InfraOne Research, в текущем году могут быть заморожены проекты по договорам концессий и государственно-частного партнерства на общую сумму 270 млрд рублей.

По подсчетам министра финансов Антона Силуанова, уже перераспределены 250 млрд рублей, а в общей сложности власти намерены изыскать до 700 млрд рублей.

От Москвы до Питера и Казани

Еще не начатые инфраструктурные проекты планируется отложить, говорил Силуанов в начале мая. «Мы от них не отказываемся, они будут реализованы, но чуть позже», – сказал министр «Ведомостям» По его словам, это прежде всего касается высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург.

За последние несколько лет проектирование ВСМ от Москвы до Питера не раз откладывалось из-за недостатка финансирования. Этот маршрут должен был стать частью ВСМ Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород. Проектированием занимается ОАО РЖД. На проект общей стоимостью 1,7 трлн рублей, по данным источников «Коммерсанта», могут выделить 700 млрд господдержки.

Как виртуальные помощники захватили бизнес, и чем это чревато

Сейчас магистраль находится на стадии составления проектной документации. Уже актуализировано технико-экономическое обоснование, а документы для внесения в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры направлены в правительство, сообщили «Профилю» в пресс-службе РЖД.

О заморозке еще одного крупнейшего проекта, ВСМ Москва – Казань, официально заявил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан Ленар Сафин. Принятое решение зампред правительства Марат Хуснуллин объяснил высокой стоимостью магистрали (1,7 трлн рублей) и необходимостью дополнительного исследования пассажиропотока.

Целесообразность строительства ВСМ Москва – Казань была под вопросом с самого начала, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. Эксперт сомневается в окупаемости объекта: темпы экономики замедлились, население России отличается низкой мобильностью, а существующая сеть справляется с пассажиро- и грузопотоком. Кроме того, экономия времени на поездку незначительная, а влияние ВСМ на прилегающие территории недостаточно изучено. По мнению Калачева, государство было готово финансировать инициативу лишь частично, иностранных инвесторов найти так и не удалось, а перенос сроков сейчас выглядит естественным и оправданным из-за пандемии.

От Урала до БАМа

В конце апреля стало известно и о заморозке строительства другой крупной железнодорожной магистрали, которая должна соединить Челябинск и Екатеринбург. Начало реализации было намечено на 2021 год. По мнению Калачева, такие ВСМ могут стать востребованными и окупаемыми только в составе большой сети, соединяющей Европу с Китаем. Это слишком дорогой проект с привлечением огромных инвестиций, и договориться о создании такой сети с китайскими партнерами не удалось, отметил Калачев.

Как эпоха мощных онлайн-платформ изменит бизнес в мире

О возможной приостановке строительства второй очереди Северомуйского тоннеля сообщалось в конце марта. Объект должен был увеличить пропускную способность БАМа на территории Бурятии более чем в шесть раз – с 16 до 100 млн тонн. Это часть решения стратегической задачи по наращиванию российского экспорта в АТР.

Смета за время подготовки проекта увеличилась с 60 млрд руб. до 150 млрд руб. – концессию на такую сумму предложил правительству частный инвестор «Сибантрацит». Часть компания собиралась оплатить из собственных и заемных средств.

Однако эксперты связывают приостановку не с пандемией, а скорее с финансовыми проблемами инвестора. Владелец компании Дмитрий Босов покончил с собой в ночь на 6 мая. «Закредитованность “Сибантрацита” и большой запрос на госсредства не позволили компании продолжить работу над проектом», – считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

Еще один дублер

В начале марта 2020 года правительство Московской области и группа компаний (ГК) «Регион» объявили о планах по строительству платного скоростного дублера МКАД Солнцево – Железнодорожный. Эта дорога станет частью бесплатной трассы Солнцево – Бутово – Варшавское, разъяснял руководитель столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

Отрезок бесплатного дублера, пересекающий Калужское шоссе, уже построен московскими властями. Предполагаемая платная часть находится в стадии проектирования, завершить которое планируется до 2020 года. Она оценивается в 86,7 млрд рублей.

Как массовый переход на онлайн-работу повлиял на российский бизнес

Более половины всей стоимости, по подсчетам экспертов, будет оплачено за счет федерального бюджета (34,6 млрд рублей на этапе строительства) и региональных средств Подмосковья (20 млрд рублей после ввода в эксплуатацию).

Однако с начала марта многое могло поменяться. По заверениям пресс-службы ГК «Регион», проект остается «без изменений». Но эксперты не разделяют оптимизма строительной компании. По оценке Косаревой, масштабная, но необязательная стройка платной автодороги с привлечением нескольких десятков миллиардов рублей из федерального бюджета выглядит неоправданным излишеством в текущей ситуации.

Такого рода проекты вообще не нужны Подмосковью, считает Андрей Лобода, топ-менеджер информационно-аналитического центра «Альпари». Во-первых, широкое анонсирование транспортной доступности – часть PR-кампании застройщиков жилья в этих районах и повод повысить цену за квадратный метр. Во-вторых, платные скоростные дублеры МКАДа отрицательно скажутся на экологии районов застройки. В-третьих, нет необходимости соединять между собой Солнцево, Бутово и Лыткарино: местные жители ездят на работу в Москву, а не в соседние районы.

Перспективы под вопросом

Разморозка и реализация дорогих проектов в будущем будут зависеть от экономической ситуации, политики и возможностей региона, а также федеральной поддержки властей, считает Александра Галактионова из InfraOne Research.

Вдобавок пока не ясно, как будет развиваться в России пандемия коронавируса. Если кризис уже пройден и новой вспышки не будет, государство займется немедленным восстановлением экономики, а значит, заморозка продлится недолго и строительство скоро возобновится. Если же цены на нефть останутся на низком уровне и на борьбу с эпидемией понадобятся дополнительные вливания из ФНБ или за счет нацпроектов, государству будет уже не до масштабных строек века.

Самое читаемое
Exit mobile version