Турецкий стоп-кран
Информацию о подписании официального документа, предписывающего турецким компаниям и таможенным органам прекратить реэкспорт в Россию товаров, включенных в санкции западных стран, опубликовало агентство Reuters. В качестве источника назван глава Стамбульской ассоциации экспортеров черных и цветных металлов Четин Теджделиоглу.
"Секретное оружие" Кремля: как российской экономике удалось выжить под жесточайшими санкциями
«Был составлен список ограничений на реэкспорт из зон свободной торговли в Россию, начиная с марта, были даны указания», – цитирует Reuters своего собеседника.
Как пояснил Четин Теджделиоглу, власти его страны стремятся избежать конфронтации с Евросоюзом – ключевым внешнеторговым партнером. Министерство торговли Турции комментировать ситуацию отказалось.
В свою очередь Reuters утверждает, что ранее Анкара в устной форме заверила представителей Еврокомиссии в том, что с 1 марта 2023 года остановит транзит в РФ запрещенных товаров. При этом она оставила за собой право продолжать поставлять собственную продукцию, даже ту, в которой используются иностранные компоненты.
Как показали события последних недель, свои обязательства перед США и ЕС турецкое правительство выполнило. Предпринятые шаги в полной мере соответствуют объявленной ранее позиции – к антироссийским санкциям Турция не присоединяется, но обходить их не позволит.
Обходной маневр Босфор
Между тем за год, прошедший после начала специальной военной операции по защите Донбасса, российский бизнес для обхода ограничений радикально перестроил систему внешней торговли, создал новую логистику поставок товаров на территорию РФ. Обходить санкции позволяет параллельный импорт. В приоритете сотрудничество с дружественными странами, тогда как показатели торговли со странами, поддерживающими рестрикции, снизились до минимальных значений.
Почему в России пока не удалось наладить производство лекарств и медизделий
Премьер Михаил Мишустин 29 марта 2022 года подписал постановление правительства, легализующее ввоз товаров иностранного производства без согласия правообладателей. В условиях внешних ограничений «принятое решение поможет обеспечить внутренний рынок востребованными товарами и позволит стабилизировать цены на них», подчеркивается в документе.
К концу декабря 2022 года в обход санкций в Россию было ввезено 2,4 млн тонн товаров стоимостью более $20 млрд. По словам главы Федеральной таможенной службы (ФТС) России Владимира Булавина, на которого ссылается РИА Новости, в первую очередь поставляются автомобили, станки, оборудование, технологические линии, есть и продукция легкой промышленности.
Одним из самых важных и успешно работающих направлений обхода санкций стало турецкое, что подтверждают данные ФТС. Согласно ведомственной статистике, в 2022 году товарооборот России с Китаем вырос на 28%, а с Турцией – на 84%.
Абсолютных цифр по внешнеторговой деятельности ФТС не публикует с весны 2022 года, чтобы не раскрывать полной картины. Но некоторые данные, касающиеся состояния российско-турецкой торговли, доступны в открытых источниках. Так, издание «Прайм» в начале февраля 2023 года опубликовало заявление генерального консула РФ в Стамбуле Андрея Буравова.
Какие санкции Запад ввел против России в годовщину СВО, и чем они опасны
По словам дипломата, в 2022 году зафиксировано удвоение двусторонней торговли, объем которой приблизился к $70 млрд. Рекордный результат позволил Турции подняться с шестого на второе место (после КНР) в рейтинге крупнейших внешнеторговых партнеров нашей страны.
Следует отметить, что за первые девять месяцев 2022 года товарооборот между Россией и Турцией удвоился и составил $47 млрд. Таким образом, за последний квартал показатель увеличился почти на $23 млрд, что дало основание с оптимизмом говорить о возможном расширении сотрудничества в ближайшие месяцы.
«В этой связи значительно более реальной представляется определенная руководителями наших стран перспективная цель вывода наших торгово-экономических отношений на уровень $100 млрд», – подчеркнул Андрей Буравов.
Кто-то теряет, кто-то находит
«Окно возможностей» для Турции открылось после ухода из РФ многих западных производителей и экспортеров. Компенсировать потери должен параллельный импорт, курировать который доверено Минпромторгу. Основными товарами, ввозимыми по этой схеме через Турцию, являются одежда и обувь различных брендов, электроника и бытовая техника, продовольствие, бытовая химия, косметика и парфюмерия, промышленное оборудование, автомобили и запчасти к ним.
Также Турция «специализируется» на поставках фруктов и орехов, машин и промышленного оборудования, пластика и изделий из него. Объемы экспорта и реэкспорта некоторых видов товаров за год увеличились в несколько раз. К ним относятся моющие средства, мыло, бумага и картон, фармацевтическая продукция, одежда и трикотаж, органическая и бытовая химия, различные инструменты и корма для животных.
В последнее время благодаря участию в поставках по параллельному импорту грузов в Россию Турция ежемесячно зарабатывала от $500 млн до $1 млрд. Следовательно, решение Анкары прекратить транзит санкционных грузов из третьих стран разрушает с такими трудом выстроенную логистику и лишает бюджет доходов.
Очевидно, что оно носит сугубо политический характер и противоречит интересам турецкого бизнеса. Вместе с тем существует реальная угроза попасть под вторичные санкции со стороны Вашингтона и Брюсселя за торговлю с Россией. В таком случае издержки для турецкой экономики, половина экспорта которой идет в Евросоюз, могут существенно превысить прибыль от участия в схемах параллельного импорта.
К тому же на 14 мая в Турции назначены выборы президента и парламента. Действующему главе государства Реджепу Тайипу Эрдогану в период предвыборной гонки важно продемонстрировать лояльность США и ЕС, чтобы заручиться поддержкой западных партнеров.
При этом открытым остается вопрос, как долго будет действовать жесткий запрет на реэкспорт санкционных товаров в Россию. Впереди новый курортный сезон, а наши туристы традиционно рассматривают Турцию в качестве «всероссийской здравницы».
Из 44 млн иностранцев, побывавших в этой стране в 2022 году, 5,2 млн – граждане РФ, подсчитал Институт статистики Турции (TUIK), на данные которого ссылается «Интерфакс». Если учесть, что доходы турецкой туриндустрии в 2022-м превысили $46 млрд, то вклад россиян должен составить не менее $5 млрд. Так что у Москвы все-таки есть веские аргументы для того, чтобы попытаться убедить Анкару жестко не препятствовать параллельному импорту.
Какая есть альтернатива
Турецкие власти при желании и наличии политической воли готовы обходить любые запреты на сотрудничество с Россией. Когда в 2022 году Минфин США пригрозил вводом вторичных санкций за использование платежной системы «Мир», турецкие банки выполнили предписание. Со своей стороны власти предложили найти альтернативу – создать специальную систему на основе расчетов в блокчейне или закрытый клиринг.
Пакет с пакетами: какие санкционные риски ждут Россию в новом году
Впрочем, даже временный запрет на транзит продукции из третьих стран через Турцию в Россию создает серьезные риски удорожания из-за дефицита некоторых товаров. Параллельный импорт может вырасти в цене, если для формального обхода ограничений поставщикам придется растормаживать грузы в Турции. Это предполагает уплату в бюджет всех положенных сборов и налогов. К слову сказать, для Анкары такой вариант «превращения» произведенных за границей товаров в турецкие потенциально интересен уже тем, что сулит дополнительные экономические выгоды.
Конечно, есть и другие способы уйти от вторичных санкций. Например, в марте, чтобы вывезти «застрявшие» товары из Турции, некоторые импортеры указывали в сопроводительных документах в качестве страны назначения Казахстан. То есть в логистической цепочке возник еще один перевалочный пункт. По умолчанию, все понимают, что сроки поставок грузов получателям заметно увеличиваются, соразмерно вырастет и цена, которую придется заплатить конечному потребителю.
Конечно, если говорить о параллельном импорте, то на Турции, что называется, свет клином не сошелся. Что-то продолжает поставляться в Россию через другие дружественные страны, например из ОАЭ. Автомобили некоторых западных брендов автодилеры приобретают в Китае, где их выпускают на местных заводах. Там же, в Поднебесной, закупают станки и промышленное оборудование.
Получается, что у российских импортеров, несмотря на изменившуюся позицию Турции, остаются разные варианты, как удовлетворять внутренний спрос. Просто для их активации потребуется какое-то время, чтобы сменить контрагентов, переориентировать географию и маршруты ввоза на территорию РФ санкционной продукции.
Автор – финансовый эксперт