Профиль

Жизнь в рассрочку: какую замену потребкредитам нашли маркетплейсы и магазины

Банк России объявил о введении макропруденциальных лимитов (МПЛ) по необеспеченным кредитам и займам на первый квартал 2024 года. Ужесточение требований к потребительскому кредитованию – прямая дорога к снижению оборота торговых организаций. Что придумали ретейлеры и торговые площадки, чтобы не потерять покупателя?

Продажа товаров в рассрочку в магазине

©Андрей Гордеев/Ведомости/PhotoXPress.ru
Содержание:

Регулятор снимает перегрузки

В 2023 году одним из приоритетов денежно-кредитной политики (ДКП) Центральный банк РФ выбрал ограничение роста долговой нагрузки населения. Последовательно снижались лимиты на выдачу кредитов заемщикам с высокой (от 50% и выше) предельной долговой нагрузкой (ПДН). Как минимум в ближайшие месяцы подход регулятора не изменится, об этом свидетельствует объявленное на днях решение по МПЛ.

На первый квартал 2024 года лимит на кредиты заемщиков с ПДН от 50 до 80% установлен в размере 25% (сейчас 30%) от общего количества предоставленных потребительских кредитов (без лимита кредитования) и 10% (сейчас 20%) с учетом увеличенных лимитов кредитования. Еще более жесткие ограничения действуют в отношении заемщиков с ПДН выше 80%. Их доля в портфеле потребкредитов банка не может превышать 5%.

Финансовые организации, следуя предписаниям регулятора, соответствующим образом выстраивают работу. В начале июля в кулуарах Финансового конгресса ЦБ глава Сбербанка Герман Греф заявил журналистам, что «регулирование ЦБ достаточно дестимулирующее», но количество заемщиков с высокой ПДН приходится сокращать до нормативных показателей.

Невозможное возможно: как экономике России удалось перейти от падения к росту и что будет дальше

После введения МПЛ доля задолженности по кредитам с ПДН более 80% снизилась с 34 до 31%, но пока остается высокой. В Банке России считают, что дальнейшее ужесточение лимитов позволит в 2024-м сократить показатель до 20%. Тем самым снижаются риски и для граждан, и для банков.

На сокращение объемов потребкредитования влияет и другой инструмент. С июля по октябрь ЦБ в два раза (с 7,5 до 15%) повысил ключевую ставку. Вслед за ней существенно подорожали практически все кредитные продукты. Так, нецелевые потребительские кредиты и целевые без залога на срок до одного года в размере до 30 тыс. руб. банки сейчас предлагают под 37,9% годовых (среднее значение полной стоимости займа), ну а верхнее значение и вовсе достигает астрономических 50,5% годовых.

Жесткая линия ЦБ приносит желанные результаты. «Замедлился рост необеспеченного потребительского кредитования. Это связано как с меньшими лагами трансмиссии решений по денежно-кредитной политике в этом сегменте рынка, так и с эффектами ранее принятых макропруденциальных мер», – отмечено в пресс-релизе, опубликованном 27 октября по итогам заседания совета директоров Банка России.

Положительную динамику подтверждает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), которое собрало базу данных на 100 млн российских заемщиков. «За первые девять месяцев 2023 года среднее значение Персонального кредитного рейтинга российских заемщиков-физлиц выросло с 605 до 627 баллов, показав рост на 3,6%. При этом среди всех видов заимствований в наибольшей степени рейтинг вырос у получателей потребкредитов – с 524 до 545 баллов», – констатирует организация.

Ставка против инфляции

На короткий срок решения об ужесточении МПЛ и о повышении ключевой ставки подстегивают спрос на кредиты. Банки и население, зная сроки вступления новых правил, торопятся оформить займы на действующих комфортных условиях. Именно это наблюдалось во второй половине лета: количество выданных кредитов всех видов заметно выросло.

Снижение объемов потребительского кредитования, по оценкам независимых экспертов, почти на 50% было зафиксировано только в сентябре. По итогам октября и ноября объемы могут снизиться еще на 20–24%, а в декабре ожидается определенное оживление в связи с подготовкой к празднованию Нового года. Впрочем, радикально тренд вряд ли изменится, и в первом квартале 2024-го логично ожидать дальнейшего падения показателей в сегменте розничного кредитования.

Почему официальная инфляция так сильно отличается от той, что ощущает на себе потребитель

Прогноз основывается на готовности регулятора продолжить игру на повышение ключевой ставки. Очередное заседание совета директоров ЦБ по этому вопросу запланировано на 15 декабря. Большинство аналитиков считают высокой вероятность принятия решения о повышении ставки с 15 до 16%.

Правительство и ЦБ считают, что ускорение инфляции (к последней декаде ноября в годовом выражении рост составил 7,37%) в немалой степени провоцирует потребительский спрос. Россияне, встревоженные обесцениванием рубля к мировым валютам, направляют на покупки не только личные сбережения, но и заемные средства.

После того как потребительские кредиты из-за повышения ставок станут менее привлекательны, а заемщики с высокой долговой нагрузкой в массе своей вообще будут от них отсечены, объемы продаж снизятся, значит, стабилизируются и цены. Интересы государства в данном случае не совпадают с интересами производителей и ретейлеров, маржинальность бизнеса которых зависит от реализации товаров и услуг. Поэтому они готовы бороться за покупателя и свою выручку.

Например, магазины и маркетплейсы стремятся стимулировать спрос, провоцируя клиентов на спонтанные покупки в рассрочку (POS-рассрочку). Преимущества для потребителей очевидны: понравившийся товар можно приобрести сразу – с фиксированным первоначальным взносом, а часто и совсем без него. И потом в течение определенного срока (от двух-трех месяцев до полутора-трех лет) равными частями в указанные в договоре даты вносить платежи в счет погашения долга.

Маркетплейсы убирают посредников

POS-рассрочку нельзя считать классическим кредитным продуктом. Она предполагает предоставление определенной суммы на покупку конкретного товара на условиях возвратности и срочности, тогда как для потребительского кредита обязательны срочность, возвратность и платность. Договор с банком при оформлении рассрочки в магазине обязателен, но уплату процентов по нему берет на себя торговая организация. В итоге покупатель платит за товар ровно столько, сколько указано в ценнике.

В условиях продолжающегося сжатия рынка потребительского кредитования подключение ретейлеров для поиска заемщиков, с точки зрения финансовых организаций, – один из доступных способов сохранить кредитный портфель. Опыт показывает, что этот механизм способен работать достаточно эффективно. В частности, за первые три квартала 2023-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на очевидное ухудшение условий кредитования населения, продажи в рассрочку и через POS-кредиты смартфонов, планшетов, ноутбуков и бытовой техники выросли в 2,3 раза.

Окно возможностей: что дал российским компаниям уход с рынка западных конкурентов

Результаты, скорее всего, еще более впечатляющие, ведь статистика не полная. Она не учитывает, что некоторые электронные торговые площадки сегодня предлагают клиентам приобретать товары в рассрочку, вообще не прибегая к услугам банков.

Заняться новым для себя делом маркетплейсы решили из-за частых и не всегда прозрачных отказов покупателям со стороны кредитных организаций. Последние вынуждены оглядываться на лимиты, введенные ЦБ в отношении заемщиков с высокой долговой нагрузкой.

Таким образом, компании взяли на себя многие функции, свойственные игрокам рынка розничного потребкредитования. Например, они самостоятельно начали проверять платежеспособность клиента. Это можно делать на основании анализа динамики покупок, а также через сервисы Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и бюро кредитных историй.

Одним из первых такой вариант покупок пользователям своего мобильного приложения четыре года назад предложил протестировать Ozon. Как пояснял вице-президент компании по цифровым финансовым сервисам Никита Сайгутин, денежный лимит на покупки решили установить до 300 тыс. руб., а срок окончательного расчета ограничить шестью месяцами. Не все перемены для покупателей ожидались со знаком плюс. Хотя взимание процентов за пользование деньгами рассрочка не предусматривала, некоторые товары могли подорожать примерно на 7%. И все же в том, что услуга будет востребована, в компании не сомневались. Благодаря введению собственной рассрочки Ozon рассчитывает увеличить торговый оборот примерно на 10%.

В марте 2022 года похожий по принципу работы финансовый сервис – «классический Сплит» – активировал «Яндекс». Рассрочку в рамках установленного лимита можно оформить на два, четыре или шесть месяцев, для этого нужен номер телефона. В августе 2023-го появился «улучшенный Сплит» (срок выплат достигает 24 месяцев, лимит на покупки в несколько раз больше), однако это уже в большей степени кредитный продукт, представляемый «Яндекс Банком».

Таким образом, маркетплейсы и ретейлеры раз за разом доказывают способность перестраиваться и работать в условиях ужесточения денежно-кредитной политики Центрального банка РФ. В свою очередь, население оценило преимущества рассрочки перед кредитами и займами. Данные Росстата по обороту розничной торговли подтверждают справедливость этих выводов. Если за весь 2022 год непродовольственных товаров, которые в основном приобретают в кредит, было реализовано на 21,54 трлн руб. (в среднем по 5,38 трлн руб. за квартал), то за девять месяцев 2023-го данный показатель составил почти 17,7 трлн руб. (в среднем по 5,9 трлн руб. за квартал). Рост выручки, как говорится, налицо.

Олег Абелев – кандидат экономических наук, финансовый аналитик

Самое читаемое
Exit mobile version