Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Между первой и второй: о преимуществах двухразовой индексации пенсий и причинах ее переноса

Правительство на один год отложило переход к двухэтапной индексации страховых пенсий. Происходит это не в первый раз, и нет твердой уверенности, что история не повторится. Почему буксует проект, призванный улучшить благосостояние пенсионеров?

В 2027 году в России увеличат стоимость пенсионного балла

©PalSand/Shutterstock/Fotodom

Об очередном переносе сроков введения двухразового ежегодного повышения страховых пенсий в конце сентября проинформировал Минтруд. «Выплаты решено проиндексировать досрочно: не с 1 февраля по фактической инфляции, с 1 апреля, исходя из доходов Социального фонда, а сразу с 1 января – выше инфляции. Так, индексация страховых пенсий составит 7,6%, в результате средний размер страховых пенсий по старости увеличится почти на 2000 рублей и составит 27,1 тысячи рублей», – пояснила пресс-служба ведомства.

По итогам 2025 года правительство ожидает инфляцию на уровне 6,8%. Если прогноз сбудется, то после индексации реальные доходы пенсионеров вырастут на 0,8% (в среднем на 250 руб.). При двухэтапном повышении прибавка была бы куда весомее. Утвержденный год назад бюджет Социального фонда России (СФР) предусматривал, что в 2026-м благодаря апрельской индексации рост пенсий на 5,5% превысит инфляцию, то есть они увеличатся в среднем на 1400 руб.

Рабочий момент: какие проблемы не решила разморозка индексации пенсий

Несложно подсчитать, что в будущем году граждане, которым назначена страховая пенсия по старости, недополучат примерно по 13,8 тыс. руб. Учитывая, что к этой категории относятся около 33,38 млн россиян (данные СФР на 1 января 2025-го), общая «экономия» для казны составит приблизительно 460,6 млрд руб.

Как представляется, это обстоятельство и имело решающее значение при подготовке проекта нового федерального бюджета. Минфин сверстал главный финансовый документ с дефицитом в размере 3,8 трлн руб., что соответствует приблизительно 1,6% ВВП. «Кассовый разрыв» сохранился даже после оптимизации многих расходных статей, в том числе и потребностей СФР на индексацию страховых пенсий.

В будущем власти обещают начать повышать выплаты дважды в год. Так, в 2027-м в феврале хотят проиндексировать пенсии на 4%, в апреле – на 3,4%, в 2028 году – на 4 и 3,8% соответственно. Глава комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов напоминает, что перерасчет можно делать и чаще при условии, что у Соцфонда есть на это дополнительные доходы.

По словам депутата, такой механизм выглядит, как своеобразная ступенчатая система, при которой пенсионеры несколько раз в течение одного года смогут получать прибавки. В разовой индексации Гаврилов видит определенные преимущества. Она обеспечивает рост выплат на месяц раньше – уже с января – «без промежуточных ожиданий».

Проблема в том, что в сентябре, когда Минфин обычно завершает работу над проектом федерального бюджета на следующий год, составить точный прогноз по инфляции на текущий год не всегда получается. В 2024-м, например, ошиблись серьезно: цены выросли не на 7,3%, а на 9,5%. В связи с этим президент Владимир Путин поручил произвести перерасчет пенсий, исходя из реальной ситуации. То есть фактически индексация прошла в два этапа: за январь разницу задним числом компенсировали, февральскую выплатили уже в полном объеме.

В связи с майскими праздниками часть россиян получат пенсии раньше
©Oleg Elkov/Shutterstock/Fotodom

Дважды повышали пенсии и в 2022 году: с 1 января – на 8,6%, с 1 июня (по решению главы государства) – на 10%, в результате общий рост составил 19,5%. По данным главы Минтруда Антона Котякова, тогда благодаря внеочередной июньской индексации средний размер страховой пенсии у неработающих пенсионеров вырос более чем на 1700 руб., до 19.360 руб.

Подобное практиковалось и раньше. В 2002 году в России реформировали систему пенсионного обеспечения. Трудовую пенсию поделили на три части: базовую (фиксированную), страховую и накопительную. Государство взяло на себя обязательство компенсировать потери от инфляции первых двух частей. До 2009-го выплаты повышали 15 раз, в период с 2010 по 2017 год – 12 раз. При этом в 2010, 2011, 2015 и 2016 годах индексация была одноразовой, а в 2012, 2013, 2014 и 2017 годах ее провели дважды.

Порядок двухэтапного повышения пенсий установлен законодательством (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Согласно документу, фиксированная выплата (базовая часть) «подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год».

Кроме того, с 1 апреля правительство «вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты» с учетом роста доходов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Действие этого пункта на 2016 год приостановили, в 2017-м страховые пенсии повысили дважды – в феврале и апреле, с 2018 года апрельскую индексацию вновь заморозили. Соответствующие нормативные правовые акты принимали в конце 2017-го, в октябре 2018-го и 2024-го.

Периодически власти декларировали готовность вернуться к прежней практике, но каждый раз возникали некие обстоятельства, вынуждавшие откладывать эти планы на будущее. В 2020 году основанием для переноса сроков стала пандемия, в 2022-м – антироссийские санкции, введенные США и их союзниками после начала специальной военной операции.

Существуют и другие причины, по которым правительство пока не может восстановить двухразовую индексацию страховых пенсий. Бюджет СФР, как известно, формируется из обязательных и добровольных страховых взносов, пени и штрафов за несвоевременную уплату взносов и сдачу отчетности, доходов от инвестирования накоплений, трансфертов федерального бюджета.

ИПК в порядке убывания: почему работающие россияне теряют пенсионные баллы

Политика инвестирования накоплений консервативная: в приоритете облигации федерального займа и надежные корпоративные бумаги. Осторожный подход при игре на бирже избавляет от многих неприятностей, но не приносит больших прибылей. В прошлом году, например, фонд заработал чуть более 33,2 млрд руб. – на 50,5% меньше, чем планировали. И хотя с учетом других источников профицит бюджета составил 554,9 млрд руб. (доходы – около 16,83 трлн руб., расходы – почти 16,27 трлн руб.), но на 2025 год в бюджете ведомства заложили дефицит в размере 369,52 млрд руб. (доходы – 16,6 трлн руб., расходы – около 17 трлн руб.).

Неудивительно, что с восстановлением апрельской индексации в 2025-м и 2026-м сочли за лучшее повременить. В противном случае повышение могло бы превратиться в формальность. Так произошло в 2017 году, когда доходы Соцфонда (на тот момент Пенсионного фонда России) позволили повысить страховые пенсии на символические 0,38%.

Как долго еще продлится пауза, зависит от состояния финансов государства и ситуации в экономике. Правительство надеется на стабилизацию, что отражено в проекте трехлетнего федерального бюджета и в бюджете СФР. В 2026 году доходы фонда запланированы в объеме 19,086 трлн руб., расходы – 18,748 трлн руб., в 2027-м – 20,1 трлн и 19,8 трлн руб., в 2028-м – 21,2 трлн и 20,9 трлн руб. соответственно.

Пенсионеры объективно заинтересованы в том, чтобы государство достигло поставленных целей. Как было сказано выше, двухразовая индексация страховых пенсий способна обеспечить их более высокий рост.

Марина Измайлова доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Самое читаемое
Exit mobile version