Часть первая
Пророки-технари
Вплоть до Нового времени за сферу прогнозов отвечала религия. Почти все они сводились к эсхатологии: Второе пришествие, Страшный суд, воплощение мирового зла упоминают в разной форме все мировые конфессии. С развитием светской философии картины грядущего приобрели характер нравоучительной притчи («Утопия» Томаса Мора, «Государства и империи Луны» Сирано де Бержерака, «Год 2440» Луи-Себастьяна Мерсье). Вопрос технологического развития в них обходили стороной: лучшая жизнь должна была наступить благодаря тому, что люди разом «поумнеют».
В индустриальном XIX веке игнорировать прогресс в естественных науках стало невозможно. За техно-ориентированные прогнозы взялся новый жанр литературы – научная фантастика. Первопроходцы Жюль Верн и Герберт Уэллс, а позже «большая тройка» фантастов XX века – Айзек Азимов, Артур Кларк, Роберт Хайнлайн – расписали будущее в мельчайших деталях.

Это были уже не туманные пророчества средневековых алхимиков, а тщательно продуманные концепции, и неспроста: Хайнлайн был математиком, Азимов – биологом, Кларк разрабатывал радарные системы. Взглядам писателей было тесно в рамках художественной реальности: Кларк публиковал аналитические эссе, Азимов давал программные интервью. Правда, многие их подражатели и эпигоны, к которым добавились голливудские сценаристы, жертвовали научным фундаментом в пользу эффектности сюжетов.
Точнее всего фантасты угадали развитие домашней техники – с появлением электричества идея автоматизации бытовых нужд напрашивалась сама собой. В 1900-м Джон Уоткинс в статье «Что может случиться в следующие 100 лет» предсказал кондиционеры: холодный воздух должен был поступать в квартиру из крана в стене. В 1925-м в произведении Отфрида Гайнштейна «Электрополис» появились программируемые СВЧ-печи. В 1936-м Джек Уильямсон под названием «картограф» описал современный GPS-навигатор. А в начале 1940-х дизайнер Сэмюэль Маркс в проекте «Радио будущего» изобразил домашний кинотеатр, совместив все известные ему мультимедийные устройства.

В 1950-е раздавать прогнозы принялся Рэй Брэдбери. Герои «451 по Фаренгейту» (1953) пользовались аудиоплеером с наушниками-затычками («ракушками»), опередив реальность на 30 лет, а для просмотра телепередач у них были широкоформатные ЖК-панели. В рассказе «Пешеход» машина с голосовым ассистентом сама отвезла хозяина в больницу, а «Будет ласковый дождь» рассказывал о роботизированной бытовой технике.

Фантазии на эту тему были популярны в те годы: в короткометражке «Дизайн мечты» 1956 года фигурировала «кухня будущего», готовящая еду по заданному рецепту, а в концепте «Чудо-кухня» от Whirlpool шкаф для посуды сам определял степень ее чистоты и мыл. Вполне «умный» дом – даже «умнее» сегодняшних аналогов.
В 1960-х пробил час Азимова. Мотивами его прогнозов стали программируемая бытовая техника без проводов, плазменные 3D-телевизоры, литий-ионные аккумуляторы. А вот самое яркое попадание: «Будут созданы миниатюрные ЭВМ с дисплеем для просмотра фотографий и документов». До первых смартфонов оставалось 40 лет…
А уже в 1968-м устройство Newspad для чтения газет, состоящее только из экрана , было описано Артуром Кларком в «2001: Космической одиссее», а также визуализировано в одноименном фильме. Когда между Apple и Samsung в 2011-м разгорелась тяжба по поводу копирования южнокорейцами дизайна iPad, те заявили, что прообраз планшета можно увидеть в киношедевре Стэнли Кубрика.

Не отставали от зарубежных коллег и советские фантасты. В «Хищных вещах века» (1964) Аркадия и Бориса Стругацких в «серьге-приемнике» угадывается bluetooth-гарнитура, а герои «Ста лет тому вперед» (1982) Кира Булычева носят браслеты, напоминающие смарт-часы.
Читайте далее:
журналист
В спецпроекте использованы изображения авторов:
Willy Stower. Samsung. Shutterstock.com
Zeitung Photo, United Archives, ScopeFeatures, Science Photo Library-AKG Image, Science History Images, DWD-Media, Photo 12 / Vostock Photo.
Leemage, Deng Fei_Imaginechina / AFP East News.

Made on
Tilda