Иммануил Валлерстайн родился в 1930 году в Нью-Йорке. Его семья, по словам самого философа, всегда активно участвовавшая в политической жизни, перебралась в Америку из Австро-Венгрии еще в начале 1920-х, вскоре после падения монархии и роспуска так называемого Венского интернационала. Альма-матер Валлерстайна стал престижный Колумбийский университет в Нью-Йорке, где он специализировался в африканистике и социологии (позднее он учился также в Оксфорде, Брюсселе, Париже и Мехико).
В начале 1950-х Валлерстайн отслужил два года в армии и после демобилизации защитил магистерскую диссертацию. Он взял непростую и очень горячую тему. Сам Валлерстайн определил род своих занятий как политическую социологию: он дал глубокий анализ маккартизма, показав, что это не просто какое-то маргинальное явление, но важный феномен американской политической культуры, а также практическая ультраправая программа, направленная в том числе против консервативных интеллектуалов.
Что такое маккартизм
Маккартизм – общественное явление в США, получившее название по фамилии сенатора Джозефа Маккарти. В феврале 1950 года Маккарти выступил с речью, в которой заявил, что в госдепартаменте работает более 200 коммунистов. С этого выступления в Америке началась «охота на ведьм» – травля лиц, подозреваемых в связях с коммунистами. Масштаб происходящего был по-настоящему чудовищным. Малейшего подозрения в симпатиях к коммунизму было достаточно, чтобы лишиться работы и стать парией. Конец «охоте на ведьм» положил журналист Эдвард Мэрроу, раскритиковавший маккартизм в эфире своей программы.
После защиты Валлерстайн начал преподавать в родном Колумбийском университете, где стал самым молодым профессором. В начале 1960-х он был приглашен советником в администрацию президента Кеннеди. Говорят, его кандидатура даже рассматривалась на должность государственного секретаря, но в итоге Валлерстайн сосредоточился на научной деятельности.
1968 год стал для него переломным. Америку вместе с остальным миром накрыла волна молодежных протестов. 1 марта в Риме состоялась «Битва Валле Джулия»; поводом для студенческих выступлений послужила университетская реформа, итог – более 600 раненых (включая полторы сотни полицейских) и около 300 арестованных. С апреля, после убийства Мартина Лютера Кинга, во многих городах США к движению хиппи и массовым левым протестам добавились негритянские бунты. В ФРГ после покушения на лидера студенческого движения Руди Дучке (он был тяжело ранен) последовали так называемые «пасхальные беспорядки» – уличные бои с полицией (двое погибших и сотни раненых). Во Франции набирал силу «Красный май», начавшийся с леворадикальных студенческих выступлений и продолжившийся всеобщей забастовкой, приведшей к отставке де Голля. В Мексике, незадолго до открытия XIX летних Олимпийских игр, произошла «Резня Тлателолько» (по названию района в Мехико), в которой были убиты около 30 человек. В Турции левое молодежное движение «Поколение 1968» отнюдь не мирно выступало против присутствия 6-го флота США. От студенческих волнений лихорадило Англию, Бельгию, Испанию. Трясло и страны социалистического лагеря: в Чехословакии с начала января и до конца августа бушевала «Пражская весна», в Польше «закручивал гайки» Гомулка, в Югославии не прекращались студенческие выступления. Ну а в Китае полным ходом шла «культурная революция».
Самым удивительным казалось то, что эта, как тогда казалось, «мировая революция» началась на фоне устойчивого экономического развития Запада. Конфликт был прежде всего поколенческим и мировоззренческим. И победа в нем далась во многом ценой перерождения самого Запада – пока в меньшей степени экономического и политического, но очень существенного в культурном плане. И многое из того, что происходит сегодня, корнями уходит в 1968-й – год, который, по мнению многих, изменил историю, а по мнению Валлерстайна, положил конец эпохе американской гегемонии начало которой он отсчитывал от мирового кризиса 1873 года (так называемые «Паника 1873» и последовавшая за ней «Долгая депрессия»).
Впрочем, поначалу в фокусе академических интересов Валлерстайна были не столько Америка и даже не Европа, а страны третьего мира. Он изучает трансформацию традиционных обществ, занимается национально-освободительными движениями. При этом он рассматривает их в глобальной исторической перспективе, пытаясь понять механизмы фундаментальных процессов и осмыслить их причины и следствия.
И вот в 1974-м он публикует первый том монументального труда «Мир-системы модерна» – подробное исследование того, как мировая экономика стала экономикой мира. Первый том был посвящен истокам (с XV века) и складыванию капиталистического сельского хозяйства. В 1980 году выйдет второй том – меркантилизм и консолидация европейского мира (Валлерстайн ведет отсчет от голландской гегемонии XVII века; его итальянские коллеги будут настаивать на том, что всё начиналось на сотню лет раньше в Генуе). В третьем томе, вышедшем в 1989-м, рассматривалась дальнейшая экспансия капиталистического мира (период британской гегемонии). Наконец, в 2011 году увидел свет четвертый том, посвященный триумфу центристского либерализма (период до начала Первой мировой войны). До конца жизни Валлерстайн продолжал работу над пятым томом (попутно опубликовав множество других работ).
Именно с именем Валлерстайна связано само понятие «мировые системы». Традиционный подход рассматривает развитие отдельных цивилизационных (со)обществ. Мир-системный подход рассматривает эволюцию взаимосвязанных социальных систем на больших исторических отрезках и в общемировом контексте различных цивилизаций.
Одним из источников такого подхода была французская школа «Анналов» – по названию журнала, основанного в 1929 году историками Люсьеном Февром и Марком Блоком. Впрочем, сами они не считали себя школой, а свою методологию «новой исторической науки» задумывали для европейской истории средних веков и Нового времени (до Великой французской революции). Вместо традиционной истории-повествования они выдвигали на первый план историю-проблему. Историк, исходя из своего опыта и актуальных задач, должен сначала поставить проблему, а уже потом подбирать подходящие для ее решения источники. Главным же предметом истории должно быть сознание человека и его место в обществе. Марк Блок даже сравнивал историка со сказочным людоедом: «там, где пахнет человечиной, его ждет добыча». Такая программа требовала привлечения большого числа смежных наук (этнографии, социологии, экономики), новых источников и новых методов работы с ними.
Пожалуй, самым известным представителем школы «Анналов» был Фернан Бродель. Не случайно центр изучения экономик, исторических систем и цивилизаций Бингемтонского университета, который Валлерстайн возглавил в 1976 году, носит имя Броделя.
Валлерстайн также много почерпнул из марксизма (его даже называют марксистом, иногда неомарксистом – это очень удобно и ни к чему не обязывает), а также «теории зависимости» с ее концепцией сильного «центра» (или «ядра»), принудительно интегрирующего отсталую «периферию» в своих интересах. Основная дискуссия здесь идет между марксистами и другими о том, возможно ли в принципе разрешение этих противоречий без социальной революции (например, за счет структурных изменений, как полагают структуралисты). Валлерстайн дополнительно ввел понятие «полупериферия» (именно к полупериферии капиталистического мира он относил и Россию – от Нового до настоящего времени). Развивая идеи своих предшественников, Валлерстайн по кирпичику строил самую полную, целостную и методологически добротную теорию мирового исторического процесса. Аннотация к русскому изданию «Мир-системы модерна» утверждает: «Научная репутация этой книги, предлагающей оригинальную концепцию возникновения и развития мировой капиталистической экономики, сопоставима с «Капиталом» Карла Маркса».
А первой работой Валлерстайна, опубликованной в России, стала вышедшая в 2003 году (английское издание 1995 года) не очень большая, но очень важная книга «После либерализма», на страницах которой он резко полемизировал с теми, кто воспринял распад Советского Союза как триумф либеральной глобализации и вообще решил, что настал «конец истории». Валлерстайн утверждал, что современная мировая система находится в глубоком кризисе и стоит на пороге масштабных перемен (в основе его расчетов лежали теории больших исторических и экономических циклов, в том числе циклов Кондратьева), что неизбежно приведет к возникновению совершенно нового миропорядка.
Правда, со временем стало очевидно, что многие из прогнозов четвертьвековой давности оказываются, мягко говоря, не совсем точными. Например, Китай явно не превращается в полупериферию нового Японо-Американского (именно в таком порядке) «ядра». А Россия как-то не очень трансформируется в полупериферию новой (без США) Европы. Да и многие другие процессы не вписываются в картину, созданную Валлерстайном. В конце концов он прекратил публичные комментарии на эти темы. А еще раньше (в конце нулевых) сдвинул реализацию своих прогнозов на 2050е, когда должен закончиться трансформационный период (началом которого Валлерстайн считал «всемирную революцию 1968 года»). «Наступает будущее, более важное и более интересное, но в то же время в принципе неизвестное», – написал он в прощальном пятисотом комментарии на сайте университета Бингемтона. Это было 1 июля. А через два месяца Валлерстайна не стало.
Зато остались книги. Серьезные, но отнюдь не скучные – Валлерстайн умел писать не только много, но действительно интересно и живо, нередко даже провокативно. И хочется верить, что его книги надолго переживут своего автора, доставляя все новым читателям (не обязательно почитателям) нелегкое удовольствие думать.