Эта зарисовка будто взята из кинодрамы или литературного произведения. Однако речь идет о реальной, а не выдуманной истории. Описанный выше эпизод имел место 29–30 марта 1942 года у побережья Северной Каролины, в сорока милях к востоку от мыса Гаттерас.
«Торпедный перекресток»
В январе 1942‑го театр действий подводной войны Германии и союзников по антигитлеровской коалиции расширился до берегов восточного побережья Соединенных Штатов. На протяжении почти шести месяцев немецкие субмарины практически безнаказанно топили торговые суда и танкеры от Нью-Йорка до Нового Орлеана. Море выбрасывало на песок американских пляжей мертвых моряков, обломки судов и затягивало их пленкой нефти с погибших танкеров. Такова была плата за недальновидную политику правительства и вооруженных сил США, не озаботившихся еще в мирное время противолодочной обороной. Теперь с другой стороны Атлантики, с французских баз, шли «волны» немецких субмарин для нанесения ударов по практически беззащитному американскому судоходству.
Одной из таких подводных лодок была U‑160 капитан-лейтенанта Георга Лассена, открывшая охоту на суда у мыса Гаттерас. Это место издавна было известно кораблекрушениями и именовалось «кладбищем Атлантики». Мыс Гаттерас становился смертельной ловушкой для моряков в течение нескольких столетий. С 1526 года здесь произошло более тысячи кораблекрушений. А в годы войны это место получило еще одно прозвище – «Торпедный перекресток». Именно у Гаттераса подводные лодки подкарауливали одиночные суда, пуская их на дно торпедами и артиллерией. Поэтому неудивительно, что описываемая в статье история произошла именно возле этого злополучного мыса.
Подлодка U-160, отправившая на дно теплоход «Сити оф Нью-Йорк»
ScopeFeatures / Vostock PhotoОхотник и жертва
29 марта 1942 года у мыса Гаттерас стоял туман. Но он не помешал U‑160 обнаружить американский пассажирский теплоход «Сити оф Нью-Йорк», следовавший из Кейптауна в Нью-Йорк. Это судно было непростой целью для немецких подводников, поскольку было вооружено и шло на высокой скорости противолодочным зигзагом. Вдобавок неспокойное море не давало Лассену провести торпедный выстрел в надводном положении. Да и сама жертва вскоре заметила охотника, после чего радисты передали силам охраны восточной морской границы США сообщение о том, что «Сити оф Нью-Йорк» преследует подводная лодка.
Субмарина два часа упорно шла за теплоходом, стараясь обогнать его, чтобы занять удобную позицию для атаки. Когда Лассену наконец удалось это сделать, он погрузился для торпедной стрельбы и поразил «Сити оф Нью-Йорк» в левый борт. Американские артиллеристы сразу же открыли огонь из установленного на корме орудия, надеясь поразить перископ подлодки и лишить ее возможности добить судно. Однако Лассен обошел «Сити оф Нью-Йорк» с кормы и второй торпедой разворотил правый борт судна. После атаки теплоход продержался на плаву не более двадцати минут. Но этого времени хватило, чтобы большинство пассажиров и членов команды покинули торпедированное судно на шлюпках и спасательных плотах.
Спасение выживших
Спасательная операция началась лишь несколько часов спустя после гибели теплохода. На поиск выживших вылетел гидросамолет военно-морских сил США, но с воздуха ни одной шлюпки заметить не удалось. Позже в указанный район отправились американские корабли. Еще затемно 31 марта к мысу Гаттерас подошел эсминец «Ропер», который начал поиск уцелевших. Сначала ему удалось обнаружить шлюпку и два спасательных плота благодаря зажженным на них сигнальным огням. Семь человек, находившихся на этих плавсредствах, были подняты на борт «Ропера». На помощь ему был отправлен флотский буксир «Акушнет», который подобрал еще 29 человек.
Еще одну шлюпку с «Сити оф Нью-Йорк» эсминец заметил с наступлением рассвета. Каково же было удивление его экипажа, когда в ней среди 23 спасшихся оказался еще и новорожденный ребенок!
Моряки эсминца бросились к борту, чтобы поднять людей с шлюпки. Некоторые из них спустились за борт и повисли на спасательной сети, спущенной вдоль борта корабля, чтобы вытаскивать из воды выживших. Одной из первых поднятых на палубу оказалась двухлетняя девочка, которую принял на руки сам командир эсминца лейтенант-коммандер Гамильтон Хоув. Она дрожала от холода, ее ноги были ледяными. Девчушка изо всех сил вцепилась в офицера и не отпускала до тех пор, пока он не отнес ее в кубрик старшин, где положил на койку и укутал одеялами. Глядя на спасенного ребенка, Хоув вспоминал собственную дочь, которая была ее ровесницей. Командир эсминца вернулся на мостик, переполняемый чувствами. В это время на палубе корабельный доктор «Ропера» принял переданного из шлюпки младенца. Его мать сумела самостоятельно подняться по сети, после чего ей помогли перебраться на палубу.
Младенец из шлюпки
Эту женщину звали Десанка Мохорович, она была женой одного из чиновников правительства Югославии в изгнании. После того как Югославия пала, семья Мохорович покинула страну, перебравшись сначала в Каир, затем в Иерусалим, после чего оказалась в Кейптауне. Когда югославское правительство направило ее мужа, Йозефа Мохоровича, в Нью-Йорк в дипломатическую миссию, Десанка не смогла получить место на том же пароходе. Лишь месяц спустя она вместе с двухлетней дочерью Весной села на теплоход «Сити оф Нью-Йорк», чтобы отплыть в Америку. Двадцать два дня судно было в пути, однако достигнуть Нью-Йорка ему помешали торпеды субмарины U‑160. Но удача благоволила Десанке – для нее и Весны нашлось место в одной из шлюпок.
В морское путешествие Десанка Мохорович отправилась уже на последнем месяце беременности. Она рассчитывала родить ребенка в Америке, но судьбе было угодно распорядиться иначе. Когда беременная женщина оказалась в переполненной шлюпке, у нее начались схватки. На счастье Десанки судовой доктор Леонард Конли, наблюдавший ее еще на борту теплохода, находился в той же шлюпке. Правда, к самому доктору фортуна была менее благосклонна – садясь в лодку, он упал и сломал два ребра.
Когда начались роды, доктор Конли проявил незаурядное мужество и, превозмогая боль, оказывал роженице необходимую помощь. Другие пассажиры тоже помогали чем могли. Они держали в руках парусину, укрывая Десанку и доктора от воды. А на море уже разыгрался сильный шторм. Трехметровые волны обрушивались на шлюпку, грозя перевернуть ее. Леонард Конли принял ребенка в тот момент, когда огромная волна накрыла шлюпку. Море обмыло младенца. Он начал дышать и издал первый крик… Как будто сам Нептун благословил рождение новой жизни!
После этого доктор перерезал пуповину маленькими ножницами, которые нашлись в пакете первой помощи в шлюпке. Мать укутала младенца в тюрбан, который ей отдал пассажир-индус, и прижала его к груди.
Крестник Нептуна
На борту «Ропера» мать с новорожденным младенцем разместилась в каюте одного из офицеров. Как только командир эсминца узнал ее национальность, он отправил к Десанке моряка Гарри Хеймана, поскольку тот понимал сербохорватский язык. Однако Хейман не смог вспомнить, как на этом языке звучит слово «муж», и поэтому спросил: «Где отец вашей дочери?» Усмехнувшись, Десанка рассказала свою историю. Новость о ней быстро разлетелась по кораблю – спасена жена югославского дипломата (к слову, позже он стал послом в США).
Эсминец «Ропер» был назван в честь героя американского флота – лейтенант-коммандера Джесси Ропера. Когда по громкой связи Гамильтон Хоув объявил, что госпожа Мохорович решила назвать новорожденного сына Джесси Ропер Мохорович, команда эсминца пришла в восторг. Матросы пустили шапку по кругу и собрали для ребенка 200 долларов – солидную по тем временам сумму!
Всю ночь и утро эсминец продолжал поиски выживших. Им были обнаружены еще две шлюпки, которые оказались пусты. Однако, несмотря на это, на корабле царило приподнятое настроение. Дети носились по узким коридорам эсминца, молодые монахини из Южной Африки улыбались матросам. Поздно вечером «Ропер» вошел в гавань Норфолка, высадив там спасенных. Возможно, это был самый запоминающийся момент в истории службы старого эсминца.
Что было дальше
Спустя две недели после гибели «Сити оф Нью-Йорк» эсминец «Ропер» отомстил за него немцам. 14 апреля 1942 года он потопил немецкую субмарину U‑85, став первым американским кораблем, сделавшим это во Второй мировой войне. Возможно, случай с младенцем сказался на чувствах команды эсминца. В бою с U‑85 американцы были немилосердны – подлодка была потоплена ими с максимальной жесткостью. Ни один немецкий подводник из ее экипажа спасен не был.
Командир «Ропера» Гамильтон Хоув прослужил на флоте еще более десяти лет и вышел в отставку в 1956 году в чине контр-адмирала. Командир U‑160 Георг Лассен пережил войну и умер в возрасте 96 лет в 2012‑м. Десанка Мохорович стала матерью еще раз, родив третьего ребенка – дочь Грейс. Десанка прожила в Америке до 1992 года, скончавшись в возрасте 78 лет. К этому моменту у нее было четверо внуков.
«Младенец из шлюпки» Джесси Ропер Мохорович получил американское гражданство. Дальнейшая его судьба также оказалась связана с морем – он стал военным моряком. А после отставки работал в одной из американских судоходных компаний. Он много раз рассказывал любопытствующим историю своего рождения. Благодаря СМИ она приобрела в Соединенных Штатах широкую известность. Его личная жизнь сложилась хорошо. Джесси был счастлив в браке, стал отцом двоих детей, а затем и дедушкой четырех внуков. «Младенец из шлюпки» умер в 2005 году от рака легких в возрасте 63 лет. Его кончина, как и кончина его матери, не прошла для прессы незамеченной – чудесную историю рождения на борту спасательной шлюпки вновь и вновь перепечатывали газеты. Очень многих людей интересовало, что же было написано в свидетельстве о рождении Джесси. Долгое время бытовало мнение, что местом рождения там был указан Атлантический океан. Однако, по свидетельству родственников, в документе местом рождения Джесси был назван теплоход «Сити оф Нью-Йорк».
Такова история «младенца из шлюпки», в очередной раз доказывающая, что редкий автор может придумать столь же удивительные сценарии, как те, что подкидывает сама жизнь.